[an error occurred while processing this directive]
Буза. Главная страница.
Катехизис для воинов
Устройство бойцовской артели
Традиции
Творчество, стихи, песни
Наши дни
Ссылки

[an error occurred while processing this directive]
А Р Т Е Л Ь Н Ы Й    М У З Ы К А Н Т

Один из самых замечательных персонажей артели - музыкант. К 50-м годам ХХ века почти повсеместно артельные музыканты были гармонистами. Еще в 30-е широко использовались цимбалы, скрипки, балалайки, гусли, рожки и бубны. В некоторых местах до начала 90-х годов еще можно было встретить традицию боевой игры на этих инструментах, например в д. Курьеваниха жил гусляр Андрей Полусынок (род. в 1850 г.), играл на престольных праздниках и так, для души. Пел былины, старинные песни, плясовые; бил также в самодельный бубен из собачьей кожи. В д. Копачёво жил до войны гусляр Иван Булкин. В д. Казикино жил до войны гусляр Никанор Яковлев. Традиция игры на гуслях сохранилась вплоть до конца 90 -тых 20 - го века. Однако смело можно утверждать, что гармонь вытесняет древние инструменты и ко второй половине ХХ века доминирует на воинских обрядах.

Роль музыканта в культуре боевой артели очень любопытна и заслуживает отдельного рассмотрения. Очевидно, что круг его обязанностей перерастает образ обычного музыканта. Он не просто играет, он руководит ходом обряда, управляет поведением бойцов через музыку, боевые припевки, жесты и выкрики. В районе села Кушалино наигрыш "под-драку" "Буза" считается "плохой игрой". Негативная оценка связана с тем, что под эту музыку дрались и убивали. Все опрошенные подчеркивали, что если гармонист заиграл "Бузу", то не начать драку невозможно. Она может закончиться, только если он перестанет играть, либо если кому-то из противников удастся добраться до хорошо защищаемого гармониста и проткнуть ему ножом меха. Во время боя "в темную" бойцы искали противников на ощупь. Левой рукой, определяя по голове, парень это или девка (девка в платке), правой рукой нанося удары ножом. В Арининском округе существовал такой прием - гармонисту повязывали платок, его не узнавали и это позволяло удлинить время боя.

Заканчивалась музыка, вместе с ней прекращался и бой. Такую власть над собой бойцы объясняют отчасти тем, что гармошка, играющая "Бузу" - это вызов, от которого невозможно отказаться, потому что драка все равно начнется.

***

    Побузиться, побузиться
    Побузиться хочется
    А по совести сказать
    Нам побиться хочется.

    ***

    Побузиться, побузиться
    Побузиться хочется
    Молодая кровь горячая
    На волю просится.

    ***

    Заиграйте мне "под-драку"
    Пора драку начинать
    Неприятели собравши
    Будем головы ломать.

    ***

    Играй гармошка наша
    Чужую разорвем
    Из чужой деревни голову
    В кармане принесем.

Боевую музыку нередко сравнивают с матерной бранью, которая табуируется в обиходе, но применяется во время драк. Исходя из этого можно сделать вывод, что игра чужого гармониста "под-драку" воспринималась не только как вызов, но и как оскорбление.

Игра "под-драку", "на задор" - это сигнал, своего рода "кнопка пуск", нет игры - нет боя. Спел песню (частушку) музыкант - и остановил бегство партии, воодушевил на бой. Прошел по улице с боевым наигрышем "По - деревне" и вокруг него собралась вся деревенская вольница. Пели после драки припевки, и проходило напряжение боя.

При внимательном рассмотрении культура артельного музыканта очень напоминает некоторые известные из литературы специальности скоморохов. Один из ведущих скомороховедов В. Кошелев выделил двадцать специальностей скоморохов, среди которых нас заинтересовали наименования "потешной" и "веселый".

По проведенному В. Кошелевым статистическому анализу текстов, в которых упоминаются скоморохи, специализация "скоморох" и "веселый" (что вероятно одно и то же) составляют более 2/3 подборки: "…что свидетельствует об их несравненно более широкой распространенности…" Однако автор отмечает, что между занятиями "скоморохов" и "веселых" существовали различия, пока не поддающиеся уточнению.

Писцовая книга 1495 года по Деревской пятине (земли по р. Мсте) содержит сведения о 26 скоморохах на территории современной Тверской области. В это время 61% известных по источникам скоморохов проживает в деревнях и селах, причем статистический перевес обеспечивают скоморохи новгородских пятин. Кошелев делает вывод, что регион северо-западной Руси "всегда был сосредоточием скоморохов, а не просто стал им вследствие их "гонений" с центральных земель Руси".

Из всего вышесказанного мы можем заключить, что еще в XV-XVIII веках территория современной Тверской, Псковской, Новгородской областей выделялась среди прочих развитой скоморошьей культурой, причем большая часть скоморохов селилась в сельской местности и от их общего числа 2/3 составляли "веселые" или "потешные".

Сравнивая названия скоморошьей специальности "веселый" или "потешный" с полностью синонимическим названием боевого обрядового наигрыша "Бузы" - "Веселый" или "Потешный" (взаимозаменяемость названий и тождество наигрышей повсеместно подчеркивают сами носители традиции), и учитывая профессиональные навыки скоморохов игры на музыкальных инструментах ("гусельник-веселый", "скрыпотчик-веселый", "волыношник-веселый", "домрачей-игрец-потешник-потешной", "домрачей-потешник", "потешник-плясун" и др.), а так же сопоставляя все вышесказанное с культурой артельного музыканта, мы можем предположить общность и преемственность обычая от скомороха "веселого", "потешного" к деревенскому музыканту боевой артели конца XIX- середины XX века. Традицию скоморохов "веселых" объединяет с культурой деревенского артельного музыканта еще и обычай давать артельщикам прозвища "драковые имена" (термин района села Кушалино). Эти имена-прозвища нередко заменяли мужчинам их настоящие имена. Использовались они чаще всего внутри артели, особенно во время обрядов и боев. В обыденной жизни их употребление не табуировалось, но применение сокращалось. Многие имена были глаголами в повелительном наклонении, например, Зуй, Межуй, Бушуй, Забей и др. Ряд имен описывал какие-то характеристики человека, либо физиологические, либо психологические: Колесо (кривоногий), Жердяй (длинный), Шиш (маленький); Бушуй, Воробей, Змей, много имен - названия животных: Волк, Сокол, Окунь и др.

В.Кошелев фиксирует в источниках, что "…34% скоморохов принадлежали дохристианские имена, то есть прозвища…", такие как: Истома, Некрас, Зеленя, Толстик, Плохой, Воробей, Бык, Ширяйка, Петушко. Кошелев пишет, что отчества, и фамилии в соответствии с личными именами были и христианскими и нехристианскими.

В традиции боевой артели прозвища (драковые имена) употреблялись наряду с реальными именами, и как мы писали выше, иногда становились родовыми прозвищами, переходящими по наследству (Зуй, Межуй, Бушуй).

В пользу нашего предположения о родстве и преемственности культуры "веселых скоморохов" и артельных музыкантов говорит склонность скоморохов к корпорации типа артели, они занимаются скоморошьим ремеслом "в составе ватажки". Ватага - это синоним артели и партии. Скоморошничают в артели разбойников между тем, не прочь жить оседло и иметь хозяйство.

Еще одна интересующая нас категория скоморохов упоминается в Государевом Судебнике 1589 года. Это так называемые "походные" скоморохи. Скоморох - Ондрюшка Тимофеев, скоморох с сыном Галактионом, родом из Смоленска сопровождал в походах князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского - героя Смутного времени. Чем же мог заниматься скоморох в походе? Сам термин "походный" скоморох, как и казачий "походный" атаман означает, вероятно, его некую боевую и военную ориентированность. Помимо развлечения князя и дружины, исполнения старинных и героических песен, вероятно "походный" мог быть сигнальщиком, исполнять маршевую и боевую музыку, отдавать сигналы бубнами, литаврами и трубами.

Эта боевая черта скомороха, также сближает "походного скомороха" с музыкантом боевой артели.

Базлов Г.Н.