[an error occurred while processing this directive]
Буза. Главная страница.
Катехизис для воинов
Устройство бойцовской артели
Традиции
Творчество, стихи, песни
Наши дни
Ссылки

[an error occurred while processing this directive]
Роль подростков в социальной организации кулачных бойцов

В артельных боях важную роль играли юноши, не принятые в артель по малолетству. Они принадлежали к младшим "беседам" и в артель могли попасть спустя много лет. В Рамешковском районе их называли "подносчики", в Удомельском, Бологовском, Вышневолоцком - "подшалимки", "пареньки". Подносчики - это несовершеннолетние юноши, носившие за бойцом холодное и огнестрельное оружие. Его роль можно смело назвать ролью оруженосца.

В предвоенное и послевоенное время подносчиков использовали в первую очередь для того, чтобы обойти запрет на ношение оружия. Несовершеннолетний не привлекался к суду. Если при обыске у него обнаруживали оружие, он не наказывался. В тоже время, в случае необходимости, при возникновении экстремальной ситуации, взрослый боец получал из его рук нужное в этот момент оружие.

Подносчиков обучали также незаметно для стражей порядка "сбрасывать" оружие, то есть прятать в землю, топить в реке или ронять на землю, чтобы при этом на нем не оставалось отпечатков и чтобы этот маневр не был замечен обыскивающими. "…как в клуб милиция заходит, только слышишь стук, стук, стук - ножи за лавки сбросили…". Во время больших боев ненормативного характера подносчики шли сзади строя сражающихся мужиков и добивали пытавшихся встать бойцов противника. Нам кажется, что это - та же древняя практика, развитая в средневековье до уровня социального института, как в России (отроки), так и в Западной Европе.

Мальчики - оруженосцы хорошо известны в воинских культурах многих народов: отроки и гриди - древнерусских дружин, оруженосцы (дамузо и кнаппе)- у европейских феодалов. Постоянно находясь рядом с опытным бойцом и поддерживая его оружием и умелыми действиями, оруженосец постепенно сам оформлялся в опытного бойца, перенимая все необходимые навыки старшего.

Возрастные группировки молодежи почти повсеместно на северо-западе назывались "беседы", но бытовали и такие названия, как "табун", "ласты", "вятки". Бесед могло быть от 3 до 5 или 7, но чаще всего - 3. Нами фиксировались некоторые специальные названия возрастных групп: до 12 лет - "Костыги", с 12 лет -"Подшалимки", 17 лет - парни. Беседы были как для мальчиков, так и для девочек. В рамках нашего исследования нас интересуют юношеские беседы.

Беседа - основная возрастная социальная группа, в которой юноши проводили время: играли, соревновались, предваряли кулачные состязания старших, Участвовали в драках "деревня на деревню". Начинали кулачные бои обычно младшие, потом вступали те, кто постарше. Так появлялась возможность у более старших ребят рассмотреть боевые личные качества своей будущей "смены". Если кто-то особенно хорошо проявлял себя, или достигал переходного возраста, то его переводили в следующую беседу.

Видимо, прежде это всегда оформлялось как обряд. Нам же удалось лишь несколько раз зафиксировать ритуализированные формы перевода, точнее их остатки. Иногда, как в Помостье, это было жеребьевкой - вытягивание кондидатами бумажек из шапки приходившего в младшую беседу старшего парня. Иногда, как в Бежецком и Молоковском районах, переводили, набрасывая пояс, рушник или ремень на шею избранника, и так уводили его, как за уздечку из младшей беседы. После этого, он признавался всеми старшими, значительно менял свой социальный статус и попадал в новый круг общения. Последний перевод был из беседы во взрослую артель. С этим переводом для парня кончалось детство, и начиналась зрелость, мужики допускали его в свою компанию и он начинал "женихаться".

Таблица возрастных группировок:

    Партия взрослых бойцов.
    Парни (с 17 лет.)
    Подшалимки (с 12-16 лет.)
    Костыги (с 5-12 лет.)


Базлов Г.Н.