Сибирская православная газета
 
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Конференция "Православие и Медицина: перспективы развития взаимоотношений в Тюменском регионе"

  • Спорные и нерешенные проблемы социальной доктрины Русской Православной Церкви в области охраны здоровья граждан и биомедицинской этики

  • Перспективные направления деятельности благотворительного Фонда возрождения православных традиций российской медицины во имя св. вмч. и целителя Пантелеимона

  • Общеукрепляющие средства осенью

  • Елена Николаевна Куличенко. Рабочий день невролога

  • Народные рецепты борьбы с лишним весом

  • Елена Николаевна Куличенко. Гирудотерапия

  • Елена Николаевна Куличенко. К окончанию Великого поста

  • Елена Николаевна Куличенко. А вы готовы к посту?

  • Иерей Михаил Денисов, ТДС. Легализация смертных грехов

  • Возможна ли многодетная семья в России?

  • Надежда Федоровна Паренко, психолог. Spiritus contra spiritum (Дух против спирта)

  • Елена Николаевна Куличенко. Осень, осень…

  • Иглоукалывание: медицина или шарлатанство?

  • О недостатке фтора. Е.И.Куличенко

  • Обида, обидчивость и раковые заболевания,или о том, что такое обида, к чему она приводит и как не обижаться. Н.Ф. Паренко

  • Укроти свою раздражительность

  • Длинные ноги или спокойный характер. Е.И.Куличенко

  • Чудо сверхмалых доз. Е.И.Куличенко

  • Оздоровление ведет к процветанию

  • Несколько слов о долгосрочной стройности. Е. Троицкая

  • Гомеопатия вне закона?! Е.И.Куличенко

  • Болит сердце? Загляни в душу! Н.Ф. Паренко

  • Сообщение иерея Андрея Донского о наборе сестер милосердия при Тобольском медицинском колледже

  • Конференция "Медицина и религия 2003". Духовно-нравственный аспект проблемы здоровья

  • Соглашение о сотрудничестве между Тобольско – Тюменской епархией и Департаментом здравоохранения администрации Тюменской области

  • Прививки, или всеобщая прививизация

  • Любовь к жизни

  • Таинство Елеосвящения

  • Под действием благодати Божией

  • Туберкулез

  • Редька

  • Радикулит

  • Пост и беременность

  • От истоков милосердия до наших дней

  • Очистка организма

  • Окультизм

  • О.Анатолий Берестов

  • Религиозная паранойя

  • Рациональность постов

  • Рациональный выход из постов

  • Построение рациона

  • Монастырская медицина

  • O винопитии

  • О валеологии

  • Медицина в Библии

  • Котрацепция

  • Если заболел

  • Гипертония

  • Рецепты от грипа

  • Важна каждая спасенная душа

  • Аборты

  • Проблема абортов и постов волнует медицинскую общественность.

         В газете "Знамя" (г.Урай) №5 от 16.01.1999 была помещена статья врача акушера-гинеколога Г.Кайгородова "Церковь и медицина", где он полемически отвечал на статьи "Пост и беременность" и "Об абортах", помещенных в №9 нашей газеты за ноябрь 1998г. Основные выдержки из которой мы приводим.
         Как врача акушера-гинеколога меня заинтересовала статья "Пост и беременность" под рубрикой "Церковь и медицина" (автор Д. Дурыгин, к сожалению, не указана профессия). В этой статье автор утверждает, что если "женщина здорова и имеет многолетний навык держании поста", то пост несет только пользу для женщины.
         Беременной женщине и плоду нужны ежедневно полноценный белок в повышенном количестве для строительства новых клеток и сохранения здоровья матери и плода. При нарушении белкового обмена во второй половине беременности состояние женщины и плода так резко могут ухудшиться, что приведет к вынужденной операции кесаревого сечения, даже несозрелым плодом... Я бы не советовал Церкви давать подобные рекомендации беременным женщинам без ссылки на разрешение врача.
         В этой же газете в статье "Об абортах" под рубрикой "Грехи смертные автор В.Сапсай обвиняет в тяжких грехах женщин, производящих аборт, и врачей, которые аборты делают.
         И как гражданин, и как врач я против категорических высказываний Церкви по поводу абортов.
         Практически каждой женщине в жизни приходится делать мед.аборты: кому-то по медицинским показаниям, но основной массе женщин - по социальным показаниям.
         Почему-то автор не хочет признать, что у нас сейчас, в "демократической" стране половина населения живет за чертой бедности, что 10-11 млн. в прямом смысле голодают; не полноценно питаются, и поэтому смертность в стране превышает рождаемость.
         Ежедневно на 4 тыс. человек убывает Россия. Это полтора миллиона в год! Два миллиона детей беспризорных, еще больше не ходят в школу. Люди месяцами не получают мизерную зарплату. Свыше 500 офицеров в армии ежегодно кончают жизнь самоубийством из-за безысходности жизни. Да разве можно Церкви в такое время обвинять женщин в грехах смертных?
         На эти доводы отвечает Д.Н.Дурыгин, ассистент кафедры педиатрии ФПК ТМА, врач Тюменского Свято - Троицкого монастыря.
         Публикация статей "Пост и беременность" и "Об абортах" вызвала отклик у урайского врача - гинеколога, который можно было бы оставить без ответа, если бы она не затрагивала столь злободневную и актуальную тему, как беременность, аборты и здоровье детей.
         От коллег - врачей мне достаточно часто приходится слышать высказывания, которые можно свести к следующим моментам:
    - пост нефизиологичен, т.к. обедняет организм животным белком, содержащим незаменимые аминокислоты, последствия чего представляются достаточно расплывчато;
    - поститься дорого (?) и сложно;
    - если не делать аборты, то нация вымрет от того, что больных детей будет рождаться больше, чем нормальных;
    - абортами можно регулировать рождаемость детей в социально - неблагополучных семьях.
         Очень трудно отвечать на подобные замечания, так как разговор чаще идет на разных языках. Человеческий разум является той организующей силой, которая направляет нашу деятельность в то или иное русло. Чтобы работа наша была систематизированной и плодотворной, она должна строиться в определенном русле, направлении мыслей, иначе вся деятельность будет сводиться лишь к хаотичным движениям и попыткам сделать что-то (схватился за одно - не доделал, бросил - ухватил другое - итак постоянно, что называется "без царя в голове"). Систематизирует и направляет нашу мозговую деятельность не сумма знаний, а тот идеологический ключ, в котором человек воспитан и через который пропускает свои знания и жизненный опыт. Таким образом, идеология, которую в последнее время не любят, нужна каждому человеку для целенаправленной жизнедеятельности.
         Для православных христиан идеологией жизни является учение Церкви. Для глубоко неверующих - философия атеизма. Многие люди считают, что не придерживаются никакой идеологии и, действительно, живут как ветер подует. Многие же считают, что имеют собственную идеологию, которая на поверку оказывается малосвязным нагромождением фраз, эмоций и цитат.
         Таким образом, разговор часто идет между людьми, имеющими разнонаправленное мышление, что затрудняет взаимопонимание.
         Второй затруднительный момент заключается в том, что мы очень мало знаем историю, истоки, народные корни того предмета, о котором говорим. Это тем более трудно, что, как показало последнее десятилетие, историю можно интерпретировать вплоть до наоборот, в зависимости, опять же, от идеологической принадлежности интерпретирующего. История же, как фактический материал, важна нам тем, что, невзирая на технический прогресс, анатомия и физиология человека осталась прежней - как и тысячу, и две тысячи лет назад.
         Проблема соблюдения постов и отказа от абортов также окрашена идеологической направленностью. На любую проблему нашей жизни всегда есть по крайней мере две точки зрения: религиозная и антирелигиозная. Православие никогда не отрицало физических законов мироздания, поэтому мы не отрицаем научные факты, эксперимент, формальную логику. Для нас это все создано Богом и мы познаем и почитаем Его в Его творениях. Но Творец выше тварных законов: Он создал их, Он может отменить или изменить. Примеров тому мы находим множество в повседневной жизни верующих людей и в преданиях Церкви. Эти, так называемые чудеса, а по сути изменения физических законов, атеистами трактуются как совпадение случайностей, а верующими как проявление общей закономерности, которая выражается фразой: "По вере вашей да будет вам".В том и состоит принципиальное отличие верующего от неверующего человека, что при исполнении физических законов верующий всегда имеет в перспективе волю Бога и в действии своем надеется на Его помощь. Эта помощь для нас реальна и ощутима. Она гораздо более реальна, чем от Думы или Минздрава, хотя и не выражается в денежном эквиваленте. Да, у нас нет лабораторных, инструментальных и иных физических абсолютных доказательств существования Бога, однако и у атеистов нет таковых об Его отсутствии. Отрицание Бога не что иное, как тоже взятый на веру постулат, а не личным своим опытом и знаниями доказанное утверждение. Верующий же человек свидетельствует о Боге своим ежедневным жизненным опытом.
         Вопрос веры всегда является актуальным во всех сферах человеческой деятельности, тем более, в медицине. Для верующего врача исполнение заповеди "не убий" не подлежит сомнению. Однако, говорить об этом особенно тяжело, так как по словам д-ра Г.Кайгородова, действительно "...практически каждой женщине в жизни приходится делать медаборты. Кому-то по медицинским показаниям, но основной массе - по социальным показаниям". Что такое медицинские показания? Это предупреждение рождения больного ребенка. Когда рождается больной ребенок? Когда родители имеют наследственное заболевание, или подвергались воздействию радиации, токсинов, или являются пожилыми, тогда риск рождения больного ребенка возрастает. Но ведь эти данные не абсолютны! Даже в случае доминантных болезней, где степень риска наивысшая - 50%, она, тем не менее, всего лишь 50% - а как же вторая половина? При абортах по медицинским показаниям далеко не всегда зародыш оказывается больным (при исследовании абортного материала). И, вопреки железным рекомендациям гинекологов и генетиков по прерыванию патологической беременности, часто рождается нормальный ребенок. По всем понятиям современной медицины, пророк Самуил, св. Иоанн Предтеча, Дева Мария, чьи родители были пожилыми, не должны были бы появиться на свет, т.к. в связи с высоким риском развития врожденных уродств, вымоленных у Бога детей непременно послали бы в аборт.
         Верующий человек знает, что все в руках Божиих, Который по вере и молитве человеческой может изменить законы физические и генетические в том числе, и где по всем правилам должен родиться больной ребенок, родится здоровый. Наше маловерие во всемогущество и милосердие Создателя заставляет нас верить в непреложность физических законов и делает рабами тяжкого греха - убийства младенцев в утробе.
         Другой довод - социальные показания для регуляции рождаемости детей в социально неблагополучных слоях населения. Но не странно ли, что медицина почему-то должна нести ответственность за грубейшие ошибки экономической и социальной политики наших властей, расплачиваясь за них не только убитыми детьми, но и бессмертными душами участвующих в этом врачей и несостоявшихся родителей. Тот факт, что "10 - 11 млн. голодают", вовсе не значит, что мы должны уменьшать число голодающих увеличением абортов за счет своей души - ведь это абсурд! Давайте вспомним нашего замечательного коллегу, профессора Преображенского из "Собачьего сердца", который очень точно заметил, что бардак у нас не на улице, и не в уборной, а в голове! Мы должны преодолеть, прежде всего, бардак в головах своих и научиться работать и зарабатывать хлеб насущный, но только не на грехах и человеческих страстях. А если не получается - просить Бога вразумить нас, помочь в делах, ибо "не прегрешат все, уповающие на Него".
         Аналогичная ситуация и с соблюдением постов. Позволю себе не повторяться о физиологическом обосновании постов - о них мы говорили в прошлых беседах, добавлю лишь о питании беременных женщин. В настоящее время в детской диетологии формируется принцип периконцепционной диететики. Суть ее в том, что для построения организма ребенка необходимо иметь запас строительного материала. Это означает, что о здоровье девочки - будущей матери нужно заботиться с самого ее рождения, воспитывая не для карьеры балерины или топ-модели, а для исполнения природной функции матери и жены - помощницы. А для этого не нужно добиваться стройности фотомодели - неестественная худоба не даст возможности выносить здорового ребенка. К зачатию женщина должна иметь достаточный запас, прежде всего, витаминов группы В, С и микроэлементов. Последние научные данные говорят о том, что если женщина до беременности получала витамины В2 и фолиевую кислоту, то количество врожденных уродств нервной системы плода сокращалось более чем в 2 раза. Недаром в старину свадьбы играли осенью, когда организм уже насыщен витаминами и готов к зачатию, да и запас овощей и фруктов, необходимых женщине и плоду в первую половину беременности, еще не иссяк. Витамины и микроэлементы являются основными активными компонентами ферментов, необходимых очень быстро растущему организму, особенно в первую половину беременности. Потребность же в белке, кальции и железе возрастает во вторую половину беременности. Соблюдать ли пост беременным? Если обратиться к народным традициям (а не может быть плохо и нефизиологично то, что испытало проверку столетиями), то увидим, что беременные женщины также соблюдали пост со всей своей семьей и при этом сохраняли обычную для них физическую активность. А так как свадьбы и зачатие происходили чаще осенью, то на период беременности приходились Рождественский и Великий посты, т.е. 5+7=12 недель (вся беременность 40 недель). Да, в настоящее время здоровых женщин мало, что чаще бывает результатом нарушения естественных, природных законов жизни. Беременность часто протекает с токсикозом (гестозом), от которого страдают как мать, так и ребенок. Здесь необходимо отметить, что немалую роль в происхождении токсикоза играет и отец ребенка, т.к., согласно научным данным, плацента формируется под контролем генетической информации отца. А значит, если мужчина вел нездоровый образ жизни (алкоголь, курение, наркотики и пр.), то его генетический материал ухудшается и плацента формируется неполноценная - ребенок недополучает кислород и питание, как бы хорошо ни питалась сама мать, а женщина от ребенка получает избыток антигенов и продуктов жизнедеятельности, что является важной составляющей токсикоза. Пост как фактор разгрузки организма от шлаков, помогает организму беременной женщины избавиться от этих избыточных продуктов, поэтому многие женщины в этот период сами, интуитивно, ограничивают себя в пище, прежде всего, в белковой (избыток белка - источник шлаков и антигенов). Но так как при этом страдает и питание плода, в период постов Церковью предусмотрены послабления в диете, прежде всего, на молочные продукты и рыбу, а затем на мясо. Действительно, при гестозе многие женщины лучше себя чувствуют именно при употреблении молочных продуктов и несколько хуже - на мясной пище.
         Мнение врача при послаблении поста, конечно, должно учитываться. Однако, повторюсь еще раз, врач здесь не может вынести безошибочное решение, особенно, если он не знаком с основами и не придерживается данного вероучения. Вынося рекомендации, врач должен помнить, что пост - это не только, и даже не столько ограничение в питании, сколько более интенсивный духовный труд, молитвенное общение с Богом, Который помогает и воздает по вере. Пост физический помогает посту духовному. Поэтому так важен предшествующий навык поста и духовной жизни в ответственный период беременности, когда женщине нужно уметь обращаться к Богу за помощью не только для себя, но и своего младенца, а Создатель метафизически, сверхразумно подаст просимое по вере и молитве, подчас вопреки физическим законам. Поэтому у родителей, живущих полнотой Церковной жизни, постящихся не только физически, но и духовно, дети бывают не хуже, а порой крепче "среднестатистических".
         В заключении хочется пожелать коллегам - врачам не быть неверующими, но верующими! Ибо верующий - это не зомбированный любитель сказок, а человек, черпающий знания и силы из Источника настоящей реальности.

    Дурыгин Д.Н.
    "О абортах" (статья Бакулина М.Ю)


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.