Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Сибирский листок

  • Артур Васильевич Чернышов. Оглянись в раздумье

  • Архивная комиссия при тобольском братстве св. Димитрия Солунского как историко-научный центр Сибирского Православия (1902-1918 гг.)

  • Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря. В ответ на предвзятые мнения

  • C “батей” по минному полю

  • А.Фаберов. Спасение “богини красоты”

  • Диакон Андрей Кураев. Война: чудо и сказки

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Загадка ишимского помянника

  • Артур Васильевич Чернышов. Строка из книги скорби...

  • О.И.Ососова, член Тюменского историко-родословного общества. К 100-летию со дня смерти протоиерея Николая Скосырева, ключаря Тобольского Софийского кафедрального собора

  • Татьяна Нифоновна Тепышева. Из России в Сибирь

  • Иерей Сергий Кистин. Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год

  • Михаил Михайлович Рябий, Югорский госуниверситет, Ханты-Мансийск. «Ты Бога слово право славил…»

  • Диакон Максим Семенов. Памяти Архиепископа Омского и Тюменского Мефодия

  • Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви за Уралом в дореволюционный период

  • Церковно-славянский язык - язык богослужения Русской Православной Церкви

  • Заветные мысли царицы Александры Федоровны

  • А.Л. Беглов. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и власти: история и современность

  • Наши харбинские пастыри

  • Salus extra ecclesiam non est

  • Юность моя - Харбин

  • Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин посетил Тобольск

  • Белое дело

  • История женского образования

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 2

  • Оттепель (1943 - 1960). Часть 1

  • История - учительница жизни

  • Хроника - декабрь

  • Хроника - Рождество

  • Как постились наши предки

  • Хроника-ноябрь

  • Хроника-октябрь

  • Наш православный предок

  • Cостоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

  • Хроника - сентябрь

  • История Тобольской семинарии

  • Хроника - август 2002 г.

  • Хроника - июнь

  • Актовый день в тобольской семинарии

  • Хроника - Июль

  • Село Каменка Тюменского района

  • История Вознесенско-Георгиевской церкви

  • Прошлое не умирает...

  • Хроника - Апрель(2)

  • За псевдонимом не скроешь своей некомпетентности

  • Акция протеста против действий Ватикана в России

  • Хроника - апрель

  • О психологии и ее истоках

  • Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) и Симеон Верхотурский

  • Хроника - февраль

  • В Москве прошли десятые юбилейные международные рождественские чтения

  • Человек года

  • Хроника - ноябрь

  • Русский экстрим

  • Всемирный русский народный собор

  • Спустя 68 лет

  • Не только памятью мы живы

  • Юбилей

  • Храму с. Шорохово - 120 лет.

  • Число православных в мире

  • Церковь и война

  • Хроника-Тюмень

  • Хроника Августа

  • Первая служба в храме п. Харп.

  • Успенско-Никольский храм г.Ялуторовска

  • Состояние Свято-Троицкого Монастыря

  • Священномученик Иларион

  • С Абалацкой крестный ход

  • Первая литургия в древнем храме

  • Первая ипархия в Сибири

  • Отношения между Константинополем и Римом накануне великого раскола.

  • Отец Фотий

  • Освящение Свято-Владимирского храма в с.Петелино

  • Новая часовня в Тюмени

  • Крещение в Тюмени 2000

  • День святой Троицы в Тюмени

  • День победы

  • Православные гимназии Ханты-Мансийского благочиния

  • Восстановить часовню

  • Владыка Мефодий

  • Верните нам нашу историю

  • Верните улицам имена, а не псевдонимы

  • Варнавна

  • Первая епархия в Сибири

         Первая епархия в Сибири с кафедрой в городе Тобольске была учреждена на Московском соборе патриархом Филаретом и его царственным сыном Михаилом Федоровичем в 1620 году. Это событие, предпринятое "спустя 40 лет после покорения Сибири русскими", было необходимым для больших успехов святой Православной веры в Сибирском крае. Первые Архипастыри Тобольские были Архиепископы с титулом Сибирских и Тобольских. В 1667 году на Большом Московском соборе, в Тобольске была учреждена митрополия. "Побудительной причиной собора к принятию нового акта о Сибирской митрополии было все увеличивавшиеся пределы Тобольской епархии, самой большой по своим размерам в тогдашней Русской Церкви"2. В 1707 году митрополит Филофей испросил себе викария для управления иркутской частью епархии. Иркутское викариатство просуществовало недолго. Согласно правительственному указу от 15 января 1727 года на кафедру в Иркутск был назначен самостоятельный епископ, преосвященный Иннокентий (Кульчитский) (прославленный церковью в 1805 году), и викариатство стало новой епархией3. Если до образования самостоятельной Иркутско-Нерчинской епархии в юрисдикцию викариатства входила только малая часть Восточной Сибири, а именно: Иркутск, Нерчинск, Селенгинск и Верхнеудинск с уездами, то с получением статуса самостоятельности в новую епархию вошли остальные территории Восточной Сибири до Тихого океана на восток и до Северного Ледовитого на север4. В 1796 году в Иркутско-Нерчинской епархии было учреждено Кадьякское викариатство, но в 1799 году, в связи с кончиной правящего архипастыря, викариатство прекратило свое существование5. XIX век для Сибири - это период образования новых епархий. Еще на Московском соборе 1667 года было постановлено учредить кроме одной существовавшей тогда в Сибири Тобольской епархии еще несколько других, например, в Томске6. Но соборное постановление касательно Томска осуществилось лишь 22 апреля 1834 года.7 Из Томской губернии Тобольско-Сибирской епархии и Енисейской губернии Иркутской епархии была образована Томско-Енисейская епархия. В 1840 году "вследствие отдаленности Российско-Американских и Камчатских церквей от центра епархиального управления в Иркутске", по решению Святейшего Синода была образована Камчатская епархия с кафедрой в Новоархангельске на острове Ситхе8. В 1852 году пределы епархии расширились за счет присоединения к ней Якутской области, отделенной от Иркутской епархии9. В 1858 году в Якутск был назначен викарий с наименованием его епископом Якутским, викарием Камчатской епархии, а центральная кафедра епархии была перенесена на Амур в город Благовещенск10. В том же 1858 году было возрождено упраздненное в конце ХVIII века Кадъякское (Новоархангельское) викариатство с кафедрой в Новоархангельске, территории которого с 1840 года входили в состав Камчатской епархии. Предстоятели Камчатской кафедры титуловались епископами Камчатскими, Курильскими и Алеутскими, а с 1870 года, после учреждения в Северной Америке Алеутской епархии, стали епископами Камчатскими, Курильскими и Благовещенскими11. В 1861 году, 25 мая, по благословению Святейшего Синода из Енисейской губернии Томско-Енисейской епархии была учреждена новая епархия с кафедрой в губернском городе Красноярске, которая стала называться Енисейской и Красноярской12. Бывшая Томско-Енисейская епархия стала именоваться Томско-Семипалатинская 13. В этот же год "в целях усиления миссионерской деятельности среди забайкальских бурят" было образовано при Иркутской епархии Селенгинское викариатство14. 1869 году Якутское викариатство Камчатской епархии было преобразовано в самостоятельную епархию15. По размерам территории, входящей в состав епархии, Якутская епархия стала самой большой епархией во всей России в то время16. Ввиду трудностей епископского служения в больших епархиях, в помощь епархиальным архиереям назначали викариев. В 1870 году в Тобольской епархии было открыто Березовское викариатство, с пребыванием викария в Тобольском Знаменском монастыре17. В 1880 году появилось викариатство с кафедрой в Бийске при Томско-Семипалатинской епархии и в 1883 году было учреждено Киренское викариатство, второе в Иркутско-Нерчинской епархии18,19. Летом 1885 года в Иркутске проходил собор архиереев сибирских епархий. Среди вопросов, выдвинутых на соборе перед Святейшим Синодом, был и вопрос об учреждении новых епархий в Сибири. По инициативе сибирских преосвященных 28 января 1894 года на месте Селенгинского викариатства Иркутской епархии Святейшим Синодом была учреждена самостоятельная Забайкальская епархия с кафедрой в городе Чите20. После образования Забайкальской епархии Иркутские предстоятели стали именоваться Иркутскими и Верхнеленскими. В 1895 году была открыта самостоятельная Омская Епархия. Ее открытие, как и открытие Забайкальской епархии, предрешенное на соборе сибирских архипастырей в 1885 году, было одной из мер "к возвышению религиозного состояния сибирских приходов, улучшению народной нравственности, ослаблению и совершенному искоренению раскола и развитию проповеди слова Божия среди иноверцев-язычников"21. По решению Святейшего Синода в 1887 году была сформирована особая комиссия, "которой было поручено представить Тобольской Духовной Консистории свои соображения относительно выделения Омской епархии из Тобольской"22. Через год, комиссия завершив работу, предложила включить в состав Омской епархии все (57) церкви Акмолинской и Семипалатинской областей и те церкви Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов, которые лежат ближе к г. Омску, чем к Тобольску, именно: 42 церкви Тюкалинского округа, 31 церковь Тарского и 19 Ишимского с общим числом православного населения около 350 тысяч душ обоего пола. К Омской епархии было отнесено и духовной училище в г. Ишиме. В начале 1891 года мнение Консистории с изложением всего хода дела было представлено Святейшему Синоду, который в 1895 году "поверг на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение всеподданнейший доклад об учреждении Омской епархии... с назначением первым Омско-Семипалатинским архипастырем Преосвященного Григория, Епископа Туркестанского и Ташкентского. Доклад этот в 18 день Февраля того же года был удостоен Монаршего утверждения и, таким образом, в Западной Сибири возникла новая Омско-Семипалатинская епархия"23. В 1899 году Камчатская епархия была разделена на две автономные епархии - Приамурско-Благовещенскую и Владивостокско- Камчатскую24, 25. Таким образом, к началу XX века, в Сибирском крае насчитывалось 9 самостоятельных епархий: Тобольская и Сибирская, Иркутская и Верхнеленская, Томская и Барнаульская, Енисейская и Красноярская, Якутская, Забайкальская, Омская и Семипалатинская, Приамурская и Благовещенская и Владивостокская и Камчатская. Из них три епархии имели по одному викариатству: Тобольская - Березовское, Иркутская - Киренское, Томская - Бийское.
         Сибирские епархии в XX веке.
         Сформировавшиеся к началу XX века епархии Сибирского края начинают благоустраиваться. Это сказалось в учреждении новых викариатств. В 1908 году в Томской епархии образовано второе викариатство - Барнаульское и епархия становится Томской и Алтайской26.
    В Омской епархии, в городе Семипалатинске, 4 октября I9II года императорским Указом была открыта "кафедра викарного епископа, с присвоением ему именования Семипалатинский", правящему же епископу Омскому было утверждено именоваться Омский и Акмолинский27. 26 января 1913 года в Омской епархии была учреждена кафедра второго викария - в Акмолинске и епархиальный архиерей стал титуловаться Омский и Павлодарский28. Но уже 6 ноября 1914 года по указу Святейшего Синода кафедра второго Акмолинского викария была перенесена из Омска в Петропавловск, и викарный епископ стал самостоятельным епископом Петропавловским29.
    В 1912 году при Владивостокско-Камчатской епархии открывается Николо-Уссурийское викариатство, а через четыре года, 16 октября 1916 года, во Владивостоке в сан епископа Петропавловского, второго викария Владивостокского епископа, посвящается архимандрит Нестор (Анисимов), который в тот же день, по Указу Святейшего Синода, назначается самостоятельным епископом Камчатским и Петропавловским с кафедрой в городе Петропавловск-на-Камчатке, а предстоятель Владивостокский именуетсятся Приморским и Владивостокским30.
    С октября 1917 года Советская власть своими первыми декретами засвидетельствовала свое стремление коренным образом изменить положение религии и Церкви в стране. Но невзирая на внешние и внутренние невзгоды, Церковь по-прежнему выполняла свою спасительную миссию. Как и прежде, открывались новые епархии и викариатства. При Тобольской епархии Березовское (1917-1924 гг.),31 Курганское (1924-1931 гг.), Ялуторовское (1927-1932 гг.) викариатства. В Иркутско-Верхнеленской епархии продержалось до 1928 года открытое в 1863 году Киренское викариатство.
         5 лет просуществовало открытое в 1924 году новое викариатство в Нижнеудинске.
         При Томской и Алтайской епархии, наряду с функционировавшими Бийским (до 1932 г.) и Барнаульским (до 1937 г.) викариатствами, были учреждены и два новых: Кузнецкое (1924-1929 гг.) и Рубцовское (1924 г.). У Владивостокской епархии появилось второе, дополнительное, Охотское викариатство (1928-1932 гг.) и по одному викариатству открылось при Енисейской (Минусинское 1923-1937 гг.) и Якутской (Колымское 1926-1928 гг.) епархиях. В Омской епархии по-прежнему действовало два викариатства: Петропавловское (до 1936г.) и Семипалатинское. Последнее в 1928 году было выделено в отдельную епархию 32. В 1924 году была учреждена Новосибирская епархия с двумя викариатствами: Горно-Алтайским (существовало до 1925 года) и Кузнецким (до 1936 года). На Дальнем Востоке в 1925 году была открыта Хабаровская епархия.
         В 1937 году началась кампания массового закрытия храмов. Было арестовано и впоследствии расстреляно подавляющее большинство представителей епископата и клира. К 1939 году из всех архиереев в стране осталось лишь 4 правящих епископа33. "С 1937 года по 1942-й на территории Сибири не было ни одного правящего архиерея", поэтому все сибирские епархии прекратили свое бытие34. Первым правящим архиереем Сибирским, после 5-летнего упразднения церковного правления, был епископ Лука (Войно-Ясенецкий), находившийся с 1937 года в ссылке на территории Красноярского края. "С 1937 по 1942 он являлся единственным архиереем Сибири, который мог совершать таинства, в том числе рукополагать в священный сан. Замечательно, что в то время, не имея святого мира, он крестил по-апостольски"35. Поэтому в диптихе архипастырей Тобольской и Омской епархий Архиепископ Лука указан как правящий епископ этого периода. Осенью 1942 года он был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру, которой управлял до конца 1943 года. Вторым иерархом, назначенным в Сибирь, был Архиепископ Варфоломей (Городцев). В 1943 году владыка был назначен управляющим Новосибирско-Барнаульской епархией, с вверенным ему окормлением соседних - Омской, Тобольской, Иркутской, Красноярской36. В 1946 году на территории Сибири уже действовали 3 воссозданные епархии: Омская и Тарская (Архиепископ Алексий (Пантелеев), Владивостокская и Хабаровская (Епископ Венедикт (Пляскин) и Новосибирская и Барнаульская (Архиепископ Варфоломей). В 1947 году были вновь открыты епархии: в Семипалатинске, и Енисейская и Красноярская, но вскоре их постигла горькая участь - в 1950 году упразднили Семипалатинскую, а в 1956 - две других. В 1948 году возобновила свою деятельность Иркутская епархия; в ее юрисдикцию в 1949 году вошли приходы упраздненной ранее Владивостокско-Хабаровской епархии, где с 1949 по 1988 год окормление производилось Иркутскими Преосвященными. Таким образом, епархиальные центры в Сибири в послевоенный период разместились в 3-х городах: Омске (Омско-Тюменская епархия), Иркутске (Иркутско-Читинская) и Новосибирске (Новосибирско-Барнаульская). Такое положение в составе Сибирских епархий оставалось до 1987 года, пока не была возрождена Красноярско-Енисейская, а после - и другие ранее существовавшие епархии.
    ПРИМЕЧАНИЕ.
    1. Волков В.М. Из истории духовного просвещения и духовной школы в Сибири. Тобольская епархия. Тобольск. 1993. С. 22.
    2. Там же. С. 74.
    3. Митрук А.Н. Патерик Сибирских святых. (Кандидатская диссертация). Машинопись. Загорск. ТСЛ. 1989. С. 51.
    4. Там же. С. 56.
    5. Лопухин А.П. Православная Богословская Энциклопедия или Богословский Энциклопедический словарь. Петроград. 1904. С. 1031.
    6. Волков В.М. Указ. соц. С. 43.
    7. Прот. Мисюрин А. А. Краткий исторический очерк Томской епархии. Томск. 1897. С. 2.
    8. Перемещение Камчатской епархиальной кафедры на Амур и назначение в епископа Якутского // Странник. I860. № 5. С. 143.
    9. Там же. С. 143.
    10. Там же. С. 145.
    11. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М. 1993. Ч. П. С. 1395.
    12. Лопухин А.П. Указ. соч. С. 443-444.
    13. Булгаков С.В. Указ. соч. С. 1415.
    14. Митрyк А.Н. Указ. соч. С. 76.
    15. В проработанной литературе встречаются разные даты учреждения Якутской епархии. В "Патерике Сибирских святых" (С. 74) указан 1870 год, а Булгаков С.В. в Указ. соч. (С.1417) указывает 1869 год.
    16. Полный православный Богословский Энциклопедический словарь (Бесплатное приложение к журналу "Русский Паломник" за 1912 год). Вып. : ХV. С. 2400.
    17. Краткая история Тобольской и Томской епархий // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1881. № 37. С. 451.
    18. Булгаков С.В. Указ. соч. С. 1415.
    19. Лопухин А.П. Указ. соч. С. 1032.
    20. Там же. С. 613-614.
    21. Свящ. Скальский К. Омская епархия. Омск. 1900. С. 15.
    22. Там же. С. 15.
    23. Там же. С. 15.
    24. Митр. Нестор (Анисимов). Моя Камчатка. Троице-Сергиева Лавра. 1995. С. 212.
    25. Митрук А.Н. Указ. соч. С. 80.
    26. Там же. С. 81.
    27. Омские Епархиальные Ведомости. I9II.№23.С.I.
    28. Там же. 1913. № 5. С. 1-2.
    29. Там же. 1914. № 24. С. 10.
    30. Митр. Нестор (Анисимов). Указ. соч. С. 238-239.
    31. Названия и хронологические данные об епархиях и викариатствах, существовавших в послереволюционный период взяты из труда митрополита Мануила (Лемешевского) "Die russischen orthodoxen Bischope von 1893 - bis 1965, in Erlangen, I979-I989" (в 6-ти томах).
    32. В работе митр. Мануила при обработке данных о Петропавловском викариатстве Омской епархии встречаются противоречивые данные. Например, указываются преосвященные с титулом епископов Акмолинских, викариев Петропавловской епархии (см. еп. Владимир (Горьковский), еп. Иоанникий (Чанцев)), хотя наряду с этим указываются управляющие Петропавловским викариатством Омской епархии. Из-за отсутствия более подробных данных по этому вопросу можно предположить, что на некоторое время Петропавловское викариатство Омской епархии получало статус самостоятельной епархии, но после опять становилось Омским викариатством.
    33. Протоиерей Владислав Цапин. История Русской Православной Церкви. I9I7-I990. Московская Патриархия: Изд. дом "Хpoника". 1994. С. 106.
    34. Митрук А.Н. Указ. соч. С. 88.
    35. Там же. С. 226.
    36. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. (дневник, статьи, послания). К 40-летию со дня кончины. Новосибирск. 1996. С. 34, 108.

    Диакон Максим Семенов


    ИСКОМОЕ.ru
    православная
    поисковая
    система
    Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
    Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
    Современные сказки Религия и СМИ

    Официальный сайт Тобольской митрополии

    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

    Православный Сибирячок

    Сибирская Православная газета 2016 г.