ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№8 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Аборт: православная точка зрения

С православной точки зрения аборт – это не что иное, как убийство (детоубийство), так как бесспорно установленный факт: человеческая жизнь начинается в тот самый момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки, мужская и женская, и в результате этого соединения образуется одна клетка, содержащая неповторимый генетический материал.

В этой микроскопически маленькой клеточке заложены пол человека, его группа крови, даже цвет глаз и волос – все это уже есть и в дальнейшем будет только развиваться и выявляться. Церковные законы (каноны) всегда защищали человеческое существо уже в материнском лоне.

Наверное, самый сложный и тяжелый вопрос стоит перед родителями, когда врач сообщает о том, что будущий ребенок имеет патологию развития, и ставит вопрос о том, что необходимо сделать аборт, но делает так, как будто просто предлагает один из вариантов решения данной «проблемы», говорит не о том, что медицина каждый день развивается, не о том, какие возможности и способы есть, чтобы помочь ребенку и облегчить жизнь семьи, а просто и сразу, просто и легко – аборт.

Почему?

Почему? На каком основании дети с патологией развития не имеют права на жизнь, почему детей с патологией (инвалидностью) считают обузой, тяжким бременем, крестом, который родители должны нести всю жизнь, почему нерожденного ребенка обрекают на смерть, не дав ему шанса на жизнь, почему он недостоин быть крещеным и прожить столько, сколько ему отведено, и почему его нельзя просто любить и заботиться о нем? Ребенок-инвалид – это Божье наказание за грехи или Божья благодать? Ответ священника на этот вопрос: «На земле все мы принадлежим и служим Богу. Ребенок дается родителям, чтобы они его вырастили и воспитали для служения Богу. А если ребенок родился именно таким, значит, это необходимо Богу. Поэтому рождение ребенка с нарушениями не может быть ни наказанием за грехи, ни возложением благодати. Грехом является роптание против Божьей воли. Ребенок с патологией развития, с православной точки зрения, все равно – просто ребенок, который дан Богом и которому отведена определенная роль в нашем мире».

Все чаще и чаще я задаю эти вопросы, когда слышу о том, что женщина, узнав о диагнозе малыша, склоняется к аборту – конечно, не без помощи врачей. Сегодня на земле льется много крови, крови невинной, эта кровь чище крови Авеля – это кровь убитых младенцев, это кровь невинных младенцев, беззащитных существ, которую проливают сами матери, не задумываясь о тяжести греха и живя дальше, наслаждаясь прелестями своей жизни.

Женщины должны осознать, что ребенок здоровый или с патологией – это прежде всего ваш родной, собственный и, наверняка, желанный малыш, и самое естественное – это защита своего ребенка при любых обстоятельствах.

Конечно, к инвалидам в нашем обществе относятся по-разному: кто-то брезгливо отворачивается, кто-то снисходительно жалеет, кто-то самоотверженно помогает… И совсем немногие разделяют мнение, что человек «с ограниченными возможностями» представляет собой такую же ценность, как здоровый. Посмотрите, и среди святых есть инвалиды детства.

Блаженная Матрона Московская Родилась блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Родители ее – Дмитрий и Наталья, крестьяне, – были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев – Иван и Михаил, и две сестры – Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды. Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталье во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предызбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.

Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница Матрена Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне. У них было шесть дочерей и два сына. Три девочки умерли в детстве. Матреша была четвертой по счету.

В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой. Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку.

О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матреши жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды и только в молитве находя себе утешение и отраду.

Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ. Причем люди шли беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно. Исцелялись и от пьянства, и от беснования. Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 года. Блаженная Матрона Анемнясевская сначала была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Подвиг ее святости сочетает в себе как пример необычайного терпения, поста и молитвы, так и образ исповедничества.

Русский иконописец Григорий Журавлев Родился в 1858 году в селе Утевка Самарской губернии. Это был необычный ребенок: Григорий появился на свет без рук и без ног. С раннего детства у мальчика стал проявляться талант живописца. Соседи вспоминают, как удивлялись, когда видели малыша-калеку, ползающего по двору с кусочком угля во рту. Этим углем малыш рисовал на заборе все, что видел вокруг себя.

Спустя несколько лет Гришу послали учиться в мужскую гимназию в Самару. Кроме того, родители постоянно возили сына в кафедральный собор в городе и в мастерскую, где писались иконы. Однажды мальчик показал иконописцам свои рисунки. Работы впечатлили мастеров, и они предложили Грише обучаться иконописному искусству. После обучения в гимназии Гриша Журавлев вернулся в родное село, где начал заниматься иконописью. У него постоянно заказывали иконы, поэтому без работы юноша не сидел ни одного дня.

В 1885 году в Утевке начали строить большой Троицкий собор. Журавлеву предложили расписать стены в соборе. Специально для него в здании были устроены подмостки. Лишенному рук и ног живописцу особенно сложно было оформлять купол собора. Ему приходилось постоянно лежать на спине, отчего на лопатках, затылке и крестце у него образовались язвы. Несмотря на боль, Григорий завершил роспись храма. Фрески, выполненные им, прославили Троицкий собор на всю округу.

О талантливом мастере вскоре узнал царь Николай II. Журавлева позвали работать в столицу, где мастер прожил три года. Он написал групповой портрет царствующей семьи. Несмотря на то, что средств на собственное содержание у Григория было достаточно, он продолжал вдохновенно писать иконы, за которыми к знаменитому иконописцу приезжали покупатели из самых отдаленных уголков России.

Современники вспоминают, что у Григория был очень веселый нрав, практически никогда он не падал духом, не впадал в уныние, все события в жизни принимал ровно и спокойно. Многие люди очень любили его и никогда не испытывали к нему жалости, поскольку Григорий Журавлев отличался исполинской силой духа, которой могли бы позавидовать многие здоровые и красивые внешне люди. После смерти иконописца в 1916 году его тело было похоронено возле церкви, как хоронят священнослужителей. Конечно, любая беременность окрашивается особым, двойственным, противоречивым состоянием, в котором сосуществуют радость, оптимизм, надежда с одной стороны, и настороженное ожидание, страх, печаль – с другой. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно.

Это противоречивое состояние зарождается уже на самом раннем этапе. Его испытывают и те женщины, которые впоследствии вынашивают беременность и рожают, и те, которые решаются на убийство своего малыша. Причем и те, и другие могут находиться в трудной ситуации в связи с беременностью: отсутствие мужа или непринятие им ребенка, давление со стороны родственников или медиков, конфликты на работе, болезни ребенка, недостаточная жилплощадь или плохое материальное положение и т. д.

Почему же одни из них выбирают для ребенка жизнь, а другие – смерть? Что дает силы, несмотря на все трудности, сопровождающие беременность, выстоять, сохранить жизнь малышу? Почему возникает такое противоречивое душевное состояние у беременной? Ответ дает только сфера духа, книги Церкви и святые отцы: мысли об аборте, чувства тревоги, страха, даже агрессии по отношению к своему ребенку приходят извне. Их «сеятель» – дьявол, этот «убийца искони» (от начала сотворения человека Богом). Свою разрушительную работу он пытается проделать со всеми. Но в одних душах такие семена находят благоприятную почву и прорастают (отсутствие веры, твердых нравственных устоев, благодатного семейного воспитания). А в других – враг терпит поражение, потому что душа, живущая в согласии с Богом, находится под Его защитой и делается неуязвимой, даже если вынашивание беременности настолько трудно для женщины, что является настоящим подвигом.

Почему же взрослые решили, что ребенок кому-то что-то должен..? Ведь именно по воле взрослых – родителей, при их непосредственном участии начинается жизнь малыша, как здорового, так и малыша с патологией развития. Так почему после близких отношений родители не хотят брать ответственность за жизнь зачатого ребенка и говорят о том, что не смогут дать ребенку все, что он захочет, не смогут его обучать в престижном вузе, о том, что они еще не готовы стать родителями, и о том, что они не смогут дать ребенку все необходимое, что они не смогут нормально и полноценно жить, что на них будут косо смотреть, что от них отвернутся все друзья и родственники… Почему? Ребенок никому ничего не должен. Задача родителей – принимать, любить и помогать своему ребенку.

Рассуждая о том, как изменится их жизнь с появлением ребенка с патологией развития, о своей готовности или неготовности принять себя в новом качестве, родители часто забывают о самом ребенке.

Женщина, решившаяся на аборт, в глубине души часто колеблется. Ведь даже не осознавая этого, она идет наперекор своему пусть трудному, но счастливому предназначению. И бывает достаточно теплого участия, твердого слова окружающих в пользу сохранения жизни ребенка, чтобы остановить ее. Враг торопится: пройдет еще немного времени, мама почувствует первые шевеления малыша и уже совсем по-другому будет относиться к своему состоянию и своему ребенку…

Я не говорю о том, что все наши дети с особенностями развития станут святыми. Я говорю о том, что все дети достойны жизни, любви и заботы! «Каждая семья должна с радостью принять малыша, которого ей даровала судьба!»

Анастасия СОТНИКОВА

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.