Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • «Обновится яко орля…» Андрей Леонидович Анисин (окончание)

  • «Обновится яко орля…» Андрей Леонидович Анисин

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Религиозно-нравственный смысл христианского брака

  • Недоделанные клоны Чебурашки

  • Смысл жизни и личность человека

  • О преподавании истории религии

  • К предмету философии

  • О любви

  • К идентификации учения Н.Ф. Федорова

  • Еще один гуру

  • Болезнь к смерти и смерть к жизни

  • Бог и чудо

  • Сельский час,или Конец того начала, которым начинается конец

  • Не от мира сего...

  • Чудо семьи

  • Тепло, еще теплее. Обзор прессы

  • Христианство и обскурантизм

  • Фантастический разврат

  • Сущность власти

  • Сретение

  • Романтика и жизнь

  • Проблема личностного бытия

  • Проблема законодателя нравственности

  • Подвиг любви

  • Обрезание Господне

  • О христианских основаниях европейской науки

  • О смысле монархии

  • О праздниках и праздности

  • Новый год

  • Кто креста боится?

  • Крещение Господне

  • К соборной онтологии личности

  • И не введи нас во искушение

  • Духовное воспитание против наркомании

  • Дни в Тобольске

  • Вечность истории

  • Кто креста боится?
         Чего проще, казалось бы, ответить на этот вопрос. Конечно же, креста - этого орудия нашего спасения и символа новой жизни, - боятся и бегают от него в панике враги наши духовные, "духи злобы поднебесные". А вместе с ними и люди, этими бесами одержимые, тоже глядеть на крест не могут, избегают его всячески. Все это очевидно, но что же мы видим?! Оказывается и люди, называющие себя православными, порою опасаются креста и под различными предлогами не носят его на груди и с детей своих снимают. Больно думать, что такое между нами возможно.
         Чего только не приходится выслушивать в оправдание этой странной, в голове не укладывающейся боязни! И что, в баню идучи, нужно де крестик снять, - тут еще и наших предков в пример приведут, мол, они так и делали. Ничего подобного! Напротив пример этот как раз показывает, насколько боялись наши предки БЕЗ креста хоть на секунду остаться. В баню заходя, они, правда, заменяли нательный металлический крестик деревянным, чтобы не обжигал, раскалившись, только перед тем как снять один сначала надевали второй. А то еще придумывают: как это грязная вода по святому Кресту течь будет, снять Его надо перед мытьем. Спросить хочется, а когда на моей поганой шее святой Крест висит, присутствуя при всех моих грехах, - это не больше ли Его оскверняет?! Не как знак отличия за беспорочную жизнь крест полагается носить, а как вещественную молитву к Господу о благодатной помощи среди напастей и искушений.
         Особый разговор о детях. Часто с грудных младенцев снимают крестик сразу после Таинства Крещения, чтобы, может быть, уже и не надеть никогда, и детки постарше с голой шеей бегают, - даже и в воскресную школу приходят без креста крещенные. Сколько тут наговорят! Удушится младенчик, поранится, зацепится за что-нибудь. А уж если кто-то где-то слышал, мол какие-то "американские ученые" доказали очередную ахинею, - например, что от контакта с металлом бывает какая-нибудь грыжа или сахарный диабет, - тут уж просто ослепление находит.
         За всю двухтысячелетнюю историю христианства не известно ни одного случая, чтобы грудной младенец удушился или поранился крестиком, такую ситуацию и представить себе невозможно: если что-то ребенка забеспокоит, он просто переменит позу. Никакой опасности в том, что на шее младенца висит крестик нет и быть не может, напротив, он является мощнейшей защитой от различных опасностей, как физического плана, так и духовного. Против всех порчь, сглазов, "тяжелой энергетики", поносов и золотухи, которых так опасаются современные духовные дикари, лучшее средство не фига в кармане, а крест на груди. Вот зацепиться за что-нибудь веревочкой ребенок может, но это только в том случае, когда она до пупа болтается, и поэтому самое надежное средство обезопасить себя и детей от неприятных случайностей - сделать веревочку такой, чтобы крест было НЕВОЗМОЖНО СНЯТЬ, чтоб он максимум до носа мог дотянутся. Такая веревочка уж точно и не зацепится никогда ни обо что и шею никогда не придавит. И именно веревочка нужна, а не цепочка, как это модно у многих: цепочка для нательного крестика - ненужное и вычурное украшение (наперсный крест священнический - другое дело), и цепочка рвется, а веревочка - никогда. У меня тоже когда-то крест висел на цепочке, и достаточно длинной, что можно было снимать, - так я ее рвал постоянно об кран в ванной. Хорошо еще, взяв веревочку капроновую, слегка оплавить узелок и уж тогда со спокойным сердцем носить пока не затреплется.
         Незачем снимать крест с груди, да и страшно должно быть это: без креста - как голый, да голый и есть в духовном смысле, - обнаженный для всякого действия бесовского, потому что сам отказался от доспехов и оружия духовного. Не счесть в истории примеров, когда именно силою креста люди спасались от великих опасностей и искушений. И вот каким поразительным наблюдением делился с нами один сотрудник ГАИ: если на погибших при дорожных авариях есть нательный крестик, то цепочка или веревочка на нем всегда порвана. Чаще всего это вообще необъяснимо естественными причинами: ударился человек головою и умер на месте, и никаких других повреждений на теле нет, а веревочка порвана, и крестик лежит где-нибудь у пояса под рубашкой.
         И в бане нет нужды его снимать: раскалившимся крестиком, и правда, можно обжечься (хотя эта опасность сильно преувеличена), но и избежать этого проще простого. Раскаляется, ведь, он, когда висит свободно, не касаясь тела, а поэтому можно просто пальцем его слегка прижимать к груди, можно назад перекинуть: на загривке он и сам лежать будет, не нагреется сильно, а можно губами его придерживать, чтобы не болтался. Ну а уж если кому хочется предкам подражать, - заведите себе деревянный банный крестик и переодевайте его каждый раз, хотя гораздо удобнее носить один всегдашний крестик на коротком шнурочке и быть спокойным, что он всегда с тобой и нечего ни с ним, ни с тобою не случится.
         Есть еще, говорят, люди, которым нательный крестик доставляет чисто психологический дискомфорт: как-то неудобно им с крестиком все время, как-то не то душит он их, не то давит на них, что ли, или вроде как стыдно им чего-то, - неприятно, одним словом, им крестик носить. На такое уж и не знаю, что сказать, то есть, тут и говорить, по-моему, не о чем. Если даже нательный крестик тяжел и неприятен человеку, то как же откликнется он на призыв Спасителя: "Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16:24, Мр. 8:34)? Если же кто стыдится носить крест, то не постыдится ли того по Своему собственному слову Христос (Лк. 8, 38)? Не уподобляются ли таковые лицемеры тем евреям, которые кричали: "Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него" (Мф. 27:42)?
         Без креста - это без Христа.
         Огради нас, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани нас от всякаго зла!

    Андрей Анисин


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.