Сибирская православная газета
  • О. Алексий Сидоренко
  • Анисин.А.Л.
  • Бакулин М.Ю.
  • Богомяков В.Г.
  • Дурыгин Д.Н.
  • Тихонов В.Е.
  • Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Современное состояние взаимоотношений Православной Церкви и медицины в Тюменском регионе - 2005 год

  • Рациональный выход из поста

  • Сообщение Д.Н.Дурыгина о взаимодействии епархии с областным Департаментом здравоохранения

  • О физиологии поста

  • Медицинская мафия

  • Станет ли Тюмень городом здорового образа жизни?

  • Путешествие на катамаранах

  • Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся)

  • В рай силой никого не затащишь

  • Физиология повседневности. часть 8

  • Физиология повседневности. часть 7

  • Физиология повседневности. часть 6

  • Физиология повседневности. часть 5

  • Физиология повседневности. часть 4

  • Физиология повседневности. часть 3

  • Физиология повседневности. часть 2

  • Физиология повседневности. часть 1

  • Пост и беременность

  • Об очистке организма

  • Об оккультизме

  • О религиозной паранойе

  • О рациональности постов

  • О рациональном выходе из постов

  • О построении рациона

  • О монастырской медицине

  • О винопитии

  • О валеологии

  • Аборты

  • Физиология повседневности - 9 (особенности здоровья учащихся)

         Мы продолжаем беседы с врачом Свято-Троицкого монастыря г.Тюмени, к.м.н. Дмитрием Николаевичем Дурыгиным

    - Поговорим сегодня об особенностях здоровья подрастающего поколения, школьников. Начался учебный год. Какие проблемы со здоровьем характерны для сибирских школьников? С какими заболеваниями чаще всего они приходят к врачу?

    - Основная проблема сейчас та, что в школе мало внимания уделяется физическому воспитанию и организации внеклассного досуга. Отсутствие систематического физического воспитания приводит к тому, что школьники практически всех возрастов имеют неравномерно распределенные нагрузки – физические, интеллектуальные и психо-эмоциональные в течение учебного дня, учебной недели, учебного года. Физических нагрузок, которые могли бы способствовать гармоническому развитию личности, недостаточно, а именно они снимают психо-эмоциональное напряжение, разгружают нервную систему. Их мало, практически нет, поэтому у школьников быстро накапливается утомление. Это связано еще и с тем, что требования в современной школе к интеллектуальному компоненту образования в настоящее время намного возросли. От школьников с каждым годом в интеллектуальном плане требуется все больше и больше. Дети вынуждены вести сидячий образ жизни, уделять больше внимания урокам технического направления, потому что компьютеризация нашего общества требует углубленного знания математики, физики, иностранного языка, а гуманитарным, общеразвивающим предметам – истории, литературе, рисованию, труду – отводится второстепенная роль, они не в почете. В связи с повышенной нагрузкой у детей происходит перенапряжение психо-эмоциональной сферы.

    - То есть присутствует постоянная стрессовая ситуация?

    - Не острая, а хроническая стрессовая ситуация. Она приводит к нервному и энергетическому истощению, а значит, снижается иммунитет. Поэтому наши дети уже с ранних школьных лет получают массу хронических заболеваний инфекционно-воспалительного характера. Еще одна проблема современной школы в том, что сейчас появилось много различных направлений дополнительного образования. Ребенка начинают нагружать иностранными языками, занятиями в художественных и музыкальных школах. Получается, что ребенок посещает не одну, а две-три школы одновременно. Нагрузки возрастают колоссально. Причем, гоняются за дополнительным образованием обеспеченные люди или семьи среднего достатка, которые хотели бы дать своему ребенку как можно больше, обеспечить его будущее, в результате ребенок переполнен знаниями. Мышечная система детей растет тоже очень быстро, требует нагрузок, постоянной тренировки, без которой костно-мышечная система, то есть опорно-двигательный аппарат, дистрофизируется. На наших подростков, молодежь порой просто страшно смотреть. Они какие-то блеклые, тощие, сутулые, с кривыми ногами, с неправильной постановкой стоп, с ужасной походкой. Страшное нарушение опорно-двигательного аппарата, который не выполняет функции опоры для организма, для всех органов; кровь к голове поступает плохо, голова не получает кислорода в достаточных количествах, качество обучения падает. Если оно и сохраняется, то за счет здоровья. Здоровье, как говорится, не купишь, им можно только расплачиваться. Точно также нарушается работа всех внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Поэтому у наших школьников в геометрической прогрессии с каждым годом возрастает разнообразная патология.

    Следовательно, основное внимание нужно уделять тому, чтобы ребенка в процессе школьного образования, во-первых, не перегрузить. Нужно найти некий баланс между интеллектуальными и нервно-психическими нагрузками. Во-вторых, школьника надо нагрузить интеллектуально, но творчески. Ребенку нужно какое-то творчество, чтобы дать выход и тем нагрузкам, которые на него сваливаются, и тому творческому потенциалу, который в ребенке зарождается и пытается найти выход. Творческое начало обязательно должно присутствовать в воспитательных мероприятиях. В-третьих, естественно, физическая нагрузка. Было бы очень хорошо, если бы дети посещали какие-то секции, конечно, не карате, но чтобы были хорошие виды спорта, индивидуально подобранные – плавание, борьба, бег. Очень благотворно на детей в плане физической нагрузки и развития творческих способностей влияют занятия в кружках различных народных стилей борьбы, танцевальных коллективах. Очень полезно детям находиться на лоне природы, работать на дачных участках, хотя современные дети этого и не любят.

    - Школа делится на начальную, среднюю и высшую. Как градуируют заболевания в разном возрасте? Скажем, 1-3 класс, есть какие-то особенности, на которые родителям надо обратить внимание?

    - Особенностей как таковых немного. Когда ребенок начинает посещать начальную школу, он входит в новый организованный коллектив, встречается с новой флорой. Дети, особенно часто болеющие, не посещавшие детский сад до школы, ослабленные, чаще болеют простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Дети, имеющие нарушения вегетативной нервной системы (вегето-сосудистую дистонию), чаще устают, чаще болеют – голова, живот, но это боли функционального плана, требующие именно индивидуального режима труда и обучения, то есть определенного ритма жизни.

    Когда начинается пубертатный период – после 11-12 лет ( это период взросления, переходный возраст, когда ребенок становится подростком), происходит резкий всплеск в организме всех гормональных систем, не только половой, но и гормонов щитовидной железы, роста. Происходит быстрый рост в длину, дети становятся угловатыми, неуклюжими. Тело растет быстро, ребенок не успевает привыкнуть к нему, к меняющейся внешности, его это дополнительно нервирует, дети становятся раздражительными, грубыми, но за этой внешней грубостью, раздражительностью скрывается тот же ребенок, который жаждет участия, понимания, доверия, доверительных бесед. Поэтому здесь возникают проблемы как физического, так и психо-эмоционального плана. В физическом плане проблемы связаны с быстро растущим организмом, когда сосуды, нервы не успевают в росте за ростом костей и связок, поэтому у ребенка могут появляться функциональные боли в позвоночнике, сердце, мышцах рук и ног, животе, головные боли. Если у такого ребенка уже сформировалось какое-то хроническое заболевание до пубертатного периода, как правило, в этот период оно обостряется. Нужно особо внимательно относиться к таким детям, проводить профилактические мероприятия во избежание обострения и дальнейшего ухудшения состояния.

    - Какие характерны болезни для тех, кто заканчивает школу?

    - Старшеклассники приобретают в течение школьной жизни заболевания, как правило, касающиеся опорно-двигательного аппарата. За 8-10 лет сидения за партой в неправильной позе, напряжении у них наблюдается нарушение осанки, если они специально не корректировали ее, не занимались каким-то спортом. Могут быть за это время травмы, прежде всего, головы, крестца. Поэтому на первый план выходят заболевания опорно-двигательного аппарата и связанные с ним нарушения вегетативной нервной ситемы – вегето-сосудистая дистония, которая дает о себе знать более тяжелым течением. Нерегулярное, несбалансированное питание приводит в этот период к гастритам, гастроэдунитам, дискинезии желчных путей, дисбактериозам и т.д., то есть заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Особо хочется сказать о “профессиональной” болезни учащихся – нарушении органов зрения. Постоянное напряжение глаз ведет к снижению зрения у большого процента школьников.

    - Поговорим о школьниках из православной семьи. В лучшую или худшую сторону отличается их здоровье?

    - Статистических данных на этот счет нет, но можно сказать о различиях, исходя из собственного опыта. Ребенок из нормальной православной семьи имеет возможности творческого развития, самореализации в храме во время молитвы, богослужения. Он имеет возможность получать помощь, поэтому его нервная система, психика менее травмирована, более целостна, и он легче, проще воспринимает те стрессы, которые наваливаются на обычных людей. Он знает, откуда ждать помощи, где ее искать. Знает нечто о духовном мире, знает, откуда ждать нападения и как защищаться, ориентироваться в этой жизни.

    - Можно ли сказать, что православная семья более невротизирована, чем обычная семья? Многим людям так кажется. На неофитском поприще верующие бывают возбужденными, агрессивными.

    - Да, в неофитский период велико нервно-психическое, эмоциональное напряжение, но потом наоборот - в семье все очень спокойно.

    - То есть православный ребенок получает некую ритмику – ритмику постов, походов в школу, в храм, ритмику праздников, осмысленность календаря?

    - Это так, но здесь проблема может заключаться в том, что в некоторых семьях ребенку Православие может подаваться как некая обязанность, то есть у ребенка личной встречи с Богом еще не произошло, но его обязывают, заставляют выполнять молитвословия, посты, те мероприятия, которые он еще внутренне не прочувствовал, не понял их значимость, они не стали его личным опытом. Такой ребенок становится невротичным, потому что ему приходится вести двойную жизнь – одну для себя, другую – для родителей. Это, конечно, неприятный момент.

    - Что можно порекомендовать родителям для приучения ребенка к церковному образу жизни? Что сделать, чтобы лет в 14-15 он не отказался посещать храм?

    - Конечно, когда в 14 лет ребенок отказывается идти в церковь, значит, где-то давно в процессе воспитания был упущен момент, у него не состоялось личной встречи с Богом. Здесь ведь все сводится к личному контакту с родителями или одним из родителей. Беседует ли родитель со своим чадом о его жизни, о его интересах? Научает ли его в случае какой-то нужды, какой-то критической ситуации обратиться к Богу, помолиться своими простыми словами и потом поблагодарить за тот результат, который был получен? Научили ли его принять от Бога пусть даже неблагоприятный исход в той или иной жизненной ситуации? Если ребенка в 8-9-10 лет не научили этому личному моменту общения с Богом, то в 14 он может отказаться даже ходить в храм. Здесь остается только одно – не терять с ним контакта и принимать участие в его проблемах, быть с ним.

    - Еще раз о постах. Можно ли и нужно ли ребенку, чей организм растет, нуждается в витаминах и микроэлементах, поститься, соблюдать все православные посты или есть какие-то ограничения? Имеем в виду школьников.

    - Я считаю, что посты, конечно, соблюдать нужно. Единственное, во время строгих постов для учащихся часто делается послабление – разрешается вкушать рыбу. В ней содержится много фосфора, который помогает ребенку справляться с интеллектуальными нагрузками. Как сейчас в основном питаются школьники? Полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, преобладают в рационе рафинированные углеводы, крайне бедные витаминами. Здесь и встает проблема витаминного обеспечения в наших семьях. Дач много, есть возможность выращивать свои овощи и фрукты. Если школьник имеет каждый день на своем столе свежие или заготовленные на зиму овощи, ягоды, чтобы пополнять свой рацион, тогда пост протекает без каких-либо потерь.

    Еще есть большая проблема школьного возраста – это досуг. Если подросток пойдет во двор и будет играть в футбол – это хорошо. Но если он пойдет во двор и попадет там в компанию, где есть и наркотики, и насилие, то это, конечно, плохо. С другой стороны, если он сидит дома за компьютером, в этом тоже мало хорошего. В настоящее время компьютерные игры рассматриваются как один из элементов наркотической зависимости. Компьютерная наркомания захлестывает сейчас молодежь, которая теряет практически интерес не только к литературе, чтению, но вообще к искусству, даже к киноискусству. Подросткам уже неинтересны фильмы, настольные игры.

    - Ему интересно насилие, жестокость…

    - Не столько насилие и жестокость, он сам по себе, может, и мухи-то не обидит, но эмоциональные переживания, связанные с компьютерными играми, захватывают подростка и вырабатывают в его организме столько эндорфинов, сколько фактически дает доза наркотика. Поэтому привыкание к компьютерной игре такое же, как привыкание к дозе героина. У наркомана с одной-двух доз возникает физическая зависимость. Подросток, поигравший один-два раза в компьютерную игру, начинает ею бредить. Сначала возникает психологическая зависимость, а потом и физическая, когда у подростка, проводящего по несколько часов каждый день за компьютером, при лишении его компьютера возникает самый настоящий невроз, тремор рук, истерическое состояние, нарушение аппетита, сна, то есть симптомы абстиненции. Здесь многое зависит от родителей и от преподавателей в школах. Ребенка нужно занять чем-то другим – кружками, спортивными секциями. С другой стороны, взрослым не нужно подавать примера сидения часами за компьютерными играми. Компьютер – прекрасное средство помощи для организации труда, но не средство развлечения. Современные школьники даже не представляют себе, каким образом можно облегчить себе труд с помощью компьютера, но прекрасно знают, как с ним можно развлекаться. Поэтому взрослый должен подавать ребенку пример правильного отношения к компьютеру.

    Возрастают и другие проблемы в наших городах – алкоголизации и наркотизации подростков, сексуальной распущенности. Здесь очень важна роль родителей, которые с одной стороны должны знать потребности своего чада и занять все его свободное время. С другой стороны, здесь велика роль Церкви в том, чтобы дать подростку правильный нравственный ориентир, внутренний духовный стержень, опираясь на который ребенок сможет сам противостоять наркотикам, алкоголю, курению и нравственному разврату.

    - Можно подвести итоги нашей беседы и несколько обобщить советы родителям. Во-первых, нужно составить ребенку расписание дня, чтобы он жил по режиму. Режим – обязательная вещь, и в нем надо предусмотреть обязанности ребенка по дому, занятия физкультурой, регулярный прием пищи. Во-вторых, обязательно ребенок должен иметь духовный стержень в своем развитии, уметь благодарить Бога, родителей, ценить их, поститься, посещать церковь, видеть в этом радость. И, конечно, современным родителям стоит посмотреть на сферу применения компьютера. Некоторые считают, что если сегодня запретить детям играть в компьютер, то завтра мы останемся без компьютерных технологий в стране, но во всем нужно знать меру, соблюдать ее, видеть опасности. И, наконец, помогать своему ребенку своим собственным примером – не словами, а примером, своим отношением к алкоголю, наркотикам и сексуальной распущенности.

    - Ритм обязательно нужен. Это основа нашей жизни, но надо, чтобы этот ритм не привел к скуке, потому что молодому человеку нужен ритм, но и нужны периодические встряски. Встряска для семьи, например, - выезд на природу, паломничество. Жизнь должна быть ритмичной, но при этом должна сопровождаться праздниками.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.