Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Славянский ход - 2005

  • Миссионерский листок

  • Православные татары

  • Клуб «Встреча»

  • Славянский ход -2004. Миссионерский дневник

  • Крестный ход на самолете

  • Сибирь-матушка, Иртыш-батюшка…

  • Быть православным интересно. На вопросы молодых христиан отвечает диакон Андрей Кураев

  • Бремя выбора

  • Юродивый миссионер

  • Миссия “меридиан”

  • Христианский имидж

  • Разрушить образ гетто

  • Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

  • Миссия в молодежной среде

  • Изучайте... китайский язык!

  • Доклады на съезде епархиальных миссионеров

  • Лучший способ выйти из секты - это туда не попадать

  • Избрание нового предстоятеля американской Православной Церкви

  • Обитель милосердия

  • «Мне захотелось жить...»

  • Миссия под знаменем Святых Кирилла и Мефодия

  • Конференции

  • Миссия в молодежной среде


    Архимандрит Геннадий (Гоголев), заместитель председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата РПЦ

    Ваше Святейшество, ваши преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

    Сердечно приветствую участников III Съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. Традиция проводить съезды епархиальных миссионеров берет свое начало в дореволюционную эпоху. Сегодня она возрождена.

    Опыт выдающихся подвижников, преуспевших в прошлом на миссионерском поприще, для нас чрезвычайно важен. Однако, мы отдаем себе отчет в том, что нам приходится осуществлять проповедь совсем в других обстоятельствах и, можно сказать, в другой стране. В XIX веке слово миссионера было обращено либо к инородцам, проживающим на окраинах империи, либо к старообрядцам. Сегодня нам приходится осуществлять внутреннюю миссию, разговаривать с теми, кто был отторгнут от веры в силу господствовавшей в обществе атеистической идеологии. Приходится разговаривать не с язычниками, а с людьми, индифферентными к любой религии в принципе, хотя многие из них, как ни парадоксально, во многочисленных социологических опросах говорят о себе, что "верят в Бога".

    Когда мы говорим о проповеди в молодежной среде, то должны иметь в виду, что современная молодежь - это те, кто родился в начале 80-х и пошел в школу в конце 80-х годов, а образование получал уже в 90-х, на постсоветском пространстве во времена ниспровержения всех и всяческих авторитетов. Эти молодые люди открыты к восприятию любой религии и любой идеологии, они уже не станут православными только потому, что выросли на берегах Волги, у них нет комплекса покаяния перед Православной Церковью, который еще живет в сердцах их родителей, а потому нам предстоит длительная и напряженная борьба за их души.

    Наша молодежь выросла в безбожной, в безрелигиозной среде. И в силу этого, миссионер, имеющий с ней общение, должен сочетать в себе сразу несколько выдающихся талантов: вести чистый и непорочный образ жизни (ведь к любой фальши молодые люди так чувствительны), иметь навыки миссионера и обладать педагогическим даром. Отсутствие одного из этих трех качеств неизбежно обрекает все дело христианской миссии в молодежной среде на неудачу.

    И еще: говоря словами прославленного русского подвижника, самого выдающегося миссионера XIX столетия, преподобного Макария (Глухарева), "миссионер не может иметь опечаленное лицо".

    Вообще, христианину быть миссионером так же естественно, как душе - христианкой. Трудно представить себе человека, который, будучи охвачен любым увлечением, не стремился бы приобщить своим интересам близких знакомых. Тем более, когда речь идет о высоких духовных переживаниях. Многие повстречавшиеся с Иисусом и исцеленные им жители Галилеи тут же стремились рассказать об увиденном даже несмотря на запреты самого Христа Спасителя.

    Если христианин не стремится свидетельствовать окружающим о своей вере, а болезненно замыкается в себе, значит, в духовной жизни у него что-то происходит не так. Стремиться проповедовать свою веру так же естественно, как сердцу разгонять кровь, а легким - дышать. Свидетельство о своей вере - это всегда радость. Можно смело утверждать, что нормальным состоянием духа для христианина является созидательный радостный оптимизм.

    В связи с этим становится ясно, что преувеличенная тревога, паническое ожидание конца света, то настроение, которое с руки некоторых публицистов принято называть алармизмом, есть сектантство, беда и проблема современной церковной жизни, с которой необходимо бороться. Пессимист не способен созидать, он и сам никогда не выйдет на проповедь и никогда не поймет миссионера.

    Недавно мне рассказали случай, как один московский священник распорядился закрасить изображение недавно прославленного святого, уже упоминавшегося нами преподобного Макария (Глухарева). Батюшку смутило прочитанное им в житии подвижника свидетельство: отец Макарий не раз предлагал построить в Москве храм с тремя приделами: для православных, лютеран и католиков. Какое непонимание принципов миссионерской деятельности! Ведь проповедник всегда обращается к лучшему, что есть в человеке, стремясь преобразить и развить в нем доброе начало, а не спешит обличать и осуждать. Умение отца Макария живо, с искренним интересом воспринимать любую духовную традицию, умение обнаруживать в ней драгоценные зерна истины, чтобы потом пересадить их на благодатную почву православных таинств, в значительной мере определило успех всех его трудов.

    А посмотрите, каким неиссякаемым оптимизмом, какой светлой верой в будущее человечества наполнены строки из письма другого нашего прославленного миссионера, архиепископа Николая (Касаткина), просветителя Японии: "Жизнь отдельного человека, тем более, каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма. Правда Божия сего требует, Истина Христова всею своею силою должна войти в человечество и произвести полное свое действие". И это было сказано в 1909 году, уже после кровавых событий первой русской революции, в эпоху распространения безбожных учений и накануне новых страшных потрясений в Европе!

    Увы, до сих пор в Русской Православной Церкви так мало тех подвижников, которые достигли успехов в православном молодежном служении. Тем больше мы должны ценить их опыт. Их труд необходимо всячески поощрять. 1-3 сентября 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя впервые прошло вручение премий Отдела по делам молодежи и Правительства Москвы "Обретенное поколение". Вручая награды, Святейший Патриарх говорил: "Сегодня Русская Православная Церковь и государство в лице Правительства г. Москвы приносят вам слова благодарности за ваш повседневный труд. Ваш труд нужен обществу, страдающему от безверия и нравственных пороков. Будьте смелее, дерзновенней. Священноначалие всегда поддержит вас в новых начинаниях, поможет осуществить новые молодежные инициативы".

    Конечно, в деле христианской молодежной миссии, как и везде, нужна крайняя рассудительность. Миссионера подстерегает множество опасностей, одна из которых - метать бисер перед свиньями, другая - близко общаясь с зараженным грехами миром, оскверниться самому. К жару сердца необходимо прибавлять доводы рассудка, необходимо воспитывать в себе определенные умения и навыки.

    Времени у нас остается все меньше и меньше. Если мы проиграем битву за молодежь, мы потеряем Россию. Убежден, что дело духовного образования и воспитания должно быть громогласно, соборно провозглашено в Русской Православной Церкви приоритетным направлением. Первым приоритетом после совершения Божественной Евхаристии.

    А вот другая статистика, которая, может быть, красноречивее всего свидетельствует о глубине духовно-нравственного падения. Это феномен широчайшей беспризорности и безнадзорности в современной России. В данном случае совершенно неуместны ссылки на экономические причины, так как очевидно, что материальное положение сейчас не хуже, а даже лучше, чем в другое кризисное время российской истории (сравним хотя бы с периодами после гражданской и Великой Отечественой войны, когда с беспризорностью справились в короткое время). Причина беспризорности - страшный кризис семьи, утрата родителями морально-нравственных ориентиров. Именно сегодня России грозит опасность, не сравнимая ни с той, когда поляки или Наполеон хозяйничали в Кремле, или когда во время гражданской войны было парализовано управление, а треть страны лежала в руинах, или когда фашистские танки стояли у стен Москвы и Сталинграда. Потому что единственная настоящая угроза - это оскудение в народе духовно-нравственных сил.

    Кризис семьи засвидетельствован в социологических данных: более 95 % молодых людей считают возможным совместное проживание партнеров до заключения брака. Да и количество регистрируемых браков за последние несколько лет сократилось более чем на треть. В некоторых Российских регионах в 2000 году количество внебрачных рождений достигало 30%.

    Сегодня очень важно разумно, доходчиво объяснить обществу одну простую и ясную, как день, вещь: спасти и укрепить семью могут только религиозные традиции. Никакой другой модели крепких семейных отношений для нас не существует.

    Другой проблемой является рост экстремизма в молодежной среде. Сегодня многим очевидно, что в значительной мере это явление провоцируют средства массовой информации. Экспериментальные исследования, проведенные в нашей стране, подтверждают данные американских и европейских психологов (таких, как Бандура, Гербнер, Зиллман и др.) о несомненно негативном влиянии постоянного просмотра детьми и подростками боевиков и ужасов, использования агрессивных компьютерных игр.

    Совершенно очевидно, что сегодня чтение и учителя оказывают все меньшее влияние на молодежь. Это не значит, что наши дети и подростки не учатся. Учатся, но не тому и не у тех.

    Вместо воспитания и просвещения подрастающего поколения происходит увод от реальности в жестокий и низменный мир голливудской масс-продукции, в иллюзорную атмосферу примитивных поп-тусовок и ток-шоу. Большинство коммерческих кабельных каналов телевидения вообще демонстрируют только боевики, эротику и ужасы. Познавательная функция телевидения часто подменяется дисфункцией (астрологические прогнозы, пропаганда псевдонауки и оккультизма). Все более дисфункциональным становится сам язык СМИ ( примитивный слэнг, глумливые интонации).

    Нам кажется, что мы должны все более решительней требовать от государственной власти принятия законов о нравственном контроле за СМИ. Опросы убедительно свидетельствуют, что общество готово к подобной постановке вопроса. Церковь должна возглавить это движение, народ поймет нашу позицию и поблагодарит нас, будет относиться к нам с большим доверием. Ведь удалось же в последние годы несколько улучшить в стране ситуацию с абортами. И не последнюю роль в этом сыграла Русская Православная Церковь, что уже получило в обществе должную оценку.

    Хотел бы предложить, чтобы и работа Съезда была ознаменована принятием важных общественно значимых документов. Уместно принять обращение к Президенту, к Государственной Думе Российской Федерации.

    Подобных обращений появляется все больше и больше. Послушайте, какая искренняя тревога звучит в письме санкт-петербургских педагогов школы № 387 к Президенту РФ В. В. Путину (март 2002 г.): "Остановите безумие! Запретите порно-рекламу, порно-литературу, фильмы, сеющие зло и насилие. Надеемся, что вера, надежда и любовь к своему Отечеству помогут спасти подрастающее поколение".

    И все-таки, обнадеживающие тенденции в молодежной среде существуют. Одной из отличительных черт молодого характера является стремление к общению и объединению. Это стремление неуничтожимо, как сама молодость. 60 % молодых людей высказывают стремление участвовать в деятельности какого-либо из молодежных объединений.

    Сегодня будет правильным типологически разделить молодежные организации на следующие основные группы:

      - организации, отражающие коллективистско-социалистический менталитет, такие как Российский коммунистический союз молодежи;
      - либеральный менталитет, например, молодежный союз "Яблоко";
      - мозаично-эклектический тип, пример- союз любителей пива;
      - организации криминально-мафиозного типа, например, группировки скинхэдов, тоталитарные секты;
      - и, наконец, объединения, выражающие традиционный российский менталитет, к которым мы относим все увеличивающееся число православных молодежных организаций.

    Последние чрезвычайно важны в деле миссионерского служения в молодежной среде. Ведь нецерковные юноша и девушка более восприимчивы к свидетельству о христианском образе жизни от своих сверстников, нежели от взрослых. В марте месяце, исполняя решение Всецерковного Съезда православной молодежи 2001 года, по инициативе Отдела по делам молодежи в Москве состоялись Учредительные конференции Всероссийской православной детской организации - Братства православных следопытов и молодежной - Всероссийское православное молодежное движение. Одним из наиболее интересных проектов миссионерской направленности стала поездка группы Санкт-Петербургского отделения ВПМД на Грушинский фестиваль бардовской песни. Храм-палатка с православным крестом высоко возвышалась над многотысячным лагерем поклонников авторской песни. Мне довелось слышать интересные рассказы об острых дискуссиях, о настоящих духовных сражениях, которые на протяжении двух недель вели на фестивале православные юноши и девушки из Санкт-Петербурга с атеистами, панками и кришнаитами.

    Ответственный фронт миссионерской работы сегодня проходит через высшие учебные заведения. 1-3 сентября 2002 года по инициативе Отдела по делам молодежи состоялся I Московский фестиваль православной студенческой молодежи. В его рамках была создана Ассоциация православных студенческих общин России. Святейший Патриарх говорил на открытии фестиваля:

    "Церковь приходит в высшие учебные заведения не для того, чтобы навязывать свою идеологию. Убежден, что присутствие в вузе священнослужителей и деятельных мирян не может не сказаться благотворно на духовно-нравственном климате в институте. На примере жизни домовых университетских церквей можно утверждать, что любому вузовскому приходу вполне по силам стать подлинным центром духовного просвещения и православного молодежного служения не только в стенах учебного заведения, но и во всем городе. Поистине, " ...малая закваска квасит все тесто..." (1 Кор. 5, 6).

    Социологи отмечают, что у подавляющего большинства молодых людей присутствует желание участвовать в общественно полезном труде. Таким делом может быть работа на школьном дворе, помощь ветеранам войны. Каждый четвертый подросток готов предложить свои услуги в работе с детьми в детских домах. Вот где сокрыт потенциал нашего миссионерского служения. Практика показала справедливость выбранного нами девиза Съезда православной молодежи: "Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" ( 1 П. 4,11). Пробуждать в молодых людях потенциал благородной активности - задача православных воспитателей. Через совместное служение формируются самые лучшие качества души.

    В более широком смысле можно сказать, что объединить и воспитать детей можно в любом совместном деле. Возьмите любого батюшку на любом российском приходе. Как правило, у священника, помимо служения в храме, есть свое собственное увлечение, так сказать, хобби, которому он посвящает свободное время. Знаю батюшку, который исходил в туристических походах все тропы нескольких российских областей. Знаю священников, один из которых гоняет на мотоцикле, а другой - во дворе в футбол. Знаю батюшку, которого не оторвешь от компьютера и такого, которого не разлучишь с рубанком и верстаком. Некоторые проводят все свободное время в саду и на грядках. А если каждый священник привлечет к такому занятию группу из трех-пяти детей ? Увлечет их, и одновременно будет, не торопясь, ненавязчиво, рассказывать о Христе, беседовать о духовной жизни? Так постепенно и произойдет воцерковление.

    Огромное число детей заброшено родителями и никому не нужны. Но, поистине, "Жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9, 37).

    Приходилось часто слышать возражения: мол, священник, вышедший из стен храма и увлеченный, пусть даже ради миссионерских целей, мирским делом, унижает свой сан. Уверен, что за этими рассуждениями скрывается самая простая леность, неумение и нежелание работать. Освящать рестораны, банки и мерседесы, сидеть за нескромными трапезами с власть имущими можно, а организовать футбольный турнир для детей приходской школы - нельзя? Какая странная логика!

    Сегодня мы начинаем понимать, что в свободном цивилизованном обществе все социальные и возрастные группы важны и представляют ценность. Общество может благополучно развиваться только в тесной взаимосвязи всех своих возрастных групп и поколений. При ухудшении положения любой из составных частей страдает весь общественный организм в целом. Уместно привести слова святого апостола Павла: "страдает ли один член -страдают с ним все члены; славится ли один член - с ним радуются все члены" (1 Кор. 12, 26). Поэтому наше невнимание к проблемам молодежи приводит к печальным последствиям.

    "Отсутствие воспитания есть корень всякого зла", - писал великий Пушкин.

    Воспитание всегда имеет перед собой определенные общественно и лично значимые цели. И эти цели должны быть вполне понятны, ясны, корениться в традициях. На примере Российской школы можно смело утверждать: школьная педагогика всегда имела общие задачи с Церковью. Наши выдающиеся воспитатели детей и юношества неоднократно предупреждали об ущербности однобокого, безрелигиозного духовного развития детей и молодежи. Без христианства, писал Ушинский, "педагогика есть вещь немыслимая, безголовый урод,... деятельность без цели и без результата впереди".

    Несмотря на груз накопившихся проблем, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все, собравшиеся в этом зале, смотрим в будущее, как и подобает миссионерам, с надеждой и оптимизмом.

    Пусть Всемилостивый Господь благословит все наши добрые и благословенные труды на благо Церкви и народа Божия.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.