Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Иерей Сергий Тарасов, Благочинный Югорского благочиния. Сретение Господне

  • Рецепты от бабы Вари

  • 10-летие учреждения московского Подворья Православной Церкви в Америке

  • Визит на Алтай

  • 29 октября - осенний святительский день

  • Празднование 250-летия со дня рождения преп. Серафима Саровского

  • 14 (1) августа начинается Успенский пост. Как проводить дни Успенского поста

  • Рождественский пост

  • Праздник славянской письменности и культуры

  • Пятидесятница - день рождения Церкви

  • Вознесение Господа нашего Иисуса Христа

  • Постимся постом приятным

  • Иерей Евгений Пуртов. Пост - мать благочестия

  • Наступил великий пост. Интервью с Высокопреосвященнейшим Димитрием, архиепископом Тобольским и Тюменским

  • О соблюдении Рождественского поста

  • Торжества в Америке

  • 19 декабря - праздник святителя Николая Чудотворца

  • Еще раз про рождественский пост

  • Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Рождественский пост - средство стяжания любви и милосердия

  • Успенский пост

  • Традиционный Крестный ход на День святой троицы в Тюмени

  • Петров пост

  • Пасха в Чечне

  • Пасха в Чечне

  • Вознесение Господне

  • Пасха - светлое Христово Воскресение

  • Пасха - главный праздник года

  • Масленица веселая

  • Как провести Великий Пост

  • Рождественские радости

  • Календарь постов на 2002 год

  • Праздники декабря

  • Пост - деятельное начало

  • Сретенье Господне

  • Рождественский пост

  • Покров

  • Митр. Антоний: Сретенье

  • Рождество Христово

  • Петров пост

  • Как праздновать Рождество

  • День богоявления

  • Вознесенье Господне

  • День богоявления

         В Церкви Крещение Господне по-другому называется праздником Богоявления. Когда Иисус входил в крещальные воды Иордана - людям явилось одновременно и действие Отца и излияние Духа. Впервые не прикровенно, а явно Троичность Творца открылась людям. Откровение о Троичности Бога означало, что уже не всемирное Единое, не безликий Абсолют видятся в основе мироздания, а Любовь, порождаемая Личным общением. В этом крещенском Богоявлении не в буре и в грохоте открывается Бог, не в величии власти и не в мощи космических стихий. Ветхозаветному Иову, этому страдальцу, мыслителю и бунтарю, Бог показывает именно Свою недоступность любому человеческому суду, Свою надмирную и нечеловеческую мощь: "Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?.. На чем утверждены основания ее... кто затворил море воротами?.. Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли?.. Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь?.. Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли РОСЫ?" (Иов 38). И что после такого Богоявления может сделать человек - кроме как замереть в ужасе и благоговении и признать, что не все в мире можно измерить меркой человеческой...
         Но внезапно исходят ветхозаветные времена, и этот грозный и единственный Бог древних евреев вдруг Сам облекает Себя в человечество. И уже не лев или единорог, а Крещенски" голубь становится знаком Откровения. Отныне селение Бога будет не на вершинах гор и не и безднах океана, не в космических пустынях и не в солнцах - а в людях. "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21) В громах и в сиянии звезд по-прежнему можно будет опознавать присутствие Творца. Но тайну и полноту Личного бытия Творца отныне надо искать иначе: во Христе эта "Сила" стала для людей об-личена (в смысле наделена Ликом) и именуема. Но об Иисусе ли Богоявления прошла весть по Палестине? Об Иисусе ли Нагорной проповеди? Шли ли люди посмотреть на Того, Кто отказывался совершить суд над грешниками? Или в дни Его жизни громче была молва о Нем как о Том, Кто учит "как власть имеющий", и о Том, Кто вступает в противостояние с фарисеями и законниками?.. Люди ждали Одного Бога, одного Спасителя - а пришел Другой. Не Тот, Который наказывает врагов, а Тот, Который велит прощать. Не Тот, Который отменяет человеческую боль и борьбу, а Тот, Который делает даже Самого Бога уязвимым для человеческого страдания. Люди ждали явления могущественного Властелина - а пришел Сказавший: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк.9 35). Собственно это и стало фоном Распятия: иерусалимская толпа готова была короновать Иисуса как национального вождя-освободителя. Но чем неумереннее были восторги и ожидания - тем страшнее оказалась месть той же толпы, разочарованной отказом Христа служить ее интересам.
         Марксисты говорят, что люди проецируют на небо свои общественные отношения и по образу земного царя создают миф о Царе небесном. Может быть, и удастся так объяснить происхождение языческих мифов. Но где же в первом столетии нашей эры такой правитель, спроецировав образ которого в Горние сферы, можно было бы получить Лик триста? Не образы ли Нерона или Тиверия, Ирода или Пилата воодушевили первых христиан, сказавших: "Поистине, Бог есть Любовь"? Возвещение о том, что "Бог есть Любовь", что на небесах правит не просто Небесный Владыка, не бездушный закон фатума и кармы, представлялось странным языческому миру. И поэтому то, что произошло в Богоявление, все же оказалось "скандалом". В буквальном смысле: в греческом тексте Нового Завета знаменитые слова апостола о том, что для людей Христос оказался "соблазном", переданы именно словом - "скандалон". Не подвергается ли до сих пор Церковь Христова тому же непониманию? Она хочет сказать о Боге - а от нее требуют слова о мирских неурядицах; она говорит о глубочайшем в человеке - ей же предлагают высказаться о поверхностной межпартийной грызне. Ее слово о Вечном - а люди чаще вспоминают о Церкви, только зацепившись за нечто времен-но-"скандальное" в ее жизни. Патриарх Алексий II так и закончил однажды свое интервью, когда его все расспрашивали о политике: "Я надеюсь, что однажды корреспондент подойдет ко мне не с политическими вопросами, а с простым вопросом о том - что же делать человеку, чтобы спасти душу свою?!"...
         Так и идет Церковь в обществе невидимкой: саму ее цивилизация "политики и спорта" не замечает, и для многих людей Церковь похожа на уэллсовского человека-невидимку, которого замечали на улицах только по грязи, налипающей на его подошвы... Давно ведь сказано: мир не знает своих святых. Ибо подобное познается лишь подобным, и распознать веяние святости может только духовно чуткий человек. Христос появился на земле не как некая диковинка, не как уникальный экземпляр Праведника. То, что Он в Севе соединил жизнь человеческую и Божественную, - Его дар нам. Чтобы и в каждом из нас смогли произойти и Рождество и Богоявление. Но чтобы это произошло - мы должны запомнить: в евангельском Богоявлении Бог открывает Себя как Личность. И, значит, поиск нами Бога есть поиск Личности. Если я хочу найти откровение личности другого человека - что я должен делать? Ставить над ним эксперименты? Требовать, чтобы он мне открылся? Просто жить по соседству, лишь иногда заходя попросить соль или спички? Или же - мне стоит просто обратиться к нему, назвать по имени и подтвердить собственную готовность быть взаимно открытым? Если близкое общение с человеком требует усилий - как же мы надеемся, что Бога можно встретить "походя", случайно зайдя в храм или между делом прочитав книжку?
         Иоанн, крестивший Иисуса, призывал: "Приготовьте путь Господу!" Неужели до сих пор этот глас звучит "в пустыне"?


    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.