Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • 29 октября - осенний Святительский день

  • Ничто не бывает случайным. Михаил Михайлович Рябий, к.ф.н., ЮГУ, г. Ханты-Мансийск

  • Обретение мощей священномученика Гермогена (Долганова), епископа Тобольского и Сибирского

  • Священномученк Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский

  • Игумен Маркел (Павук). Легко ли быть святым

  • Татары, прославленные Богом

  • Матушка Любовь Цирке. Поездка на Святую Землю

  • Геннадий Андреевич Крамор, г.Ишим. Прасковья Луполова: «подвиг веры и любви…»

  • Мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары посетили Тобольско-Тюменскую епархию

  • Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий посетил старейший монастырь Урала

  • Прикосновение к святыням России

  • Святые мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары прибыли в Россию

  • Страшное воспоминание

  • Митрополит Антоний Сурожский. О почитании святых

  • Я перебираю старые письма...Светлана Поливанова

  • Стилианос Каментзетзидис (Греция), православный издатель и богослов. Значение подвига новомучеников сегодня

  • Святые мощи на Тюменской земле

  • 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского

  • Серафим Саровский о судьбах России

  • Иоанн Кронштадский и тюмень

  • Архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) (1913-1917 гг.)

  • Мученик Феодор Тобольский

  • День памяти Святителя Иоанна, митрополита Тобольского

  • Отошел ко Господу протоирей Николай Гурьянов

  • День памяти Святителя Иоанна

  • По Слову огласительному иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго

  • Учение святителя Иоанна, митрополита Тобольского о промысле Божием

  • У преп. Сергия Шухтовского

  • Св.прав.Алексий Мечев

  • Житие Святителя Иоанна

  • 850 лет прославления Святителя Иоанна

  • Священномученик Илларион

  • Святые отцы о Кресте и Воскресении

  • Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

  • Святитель Иоанн Максимович, Митрополит Тобольский с всея Сибири

  • Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец и история его прославления.

  • О канонизации священномученика Гермогена Долганева (1858-1918) Епископа Тобольского и Сибирского

  • Краткий обзор космологических идей святых отцов и учителей церкви в первые века христианской истории

  • О памяти Патриарха гор ливанских и всех молитвенников об Отечестве нашем

  • Житие святых Георгия и Ксении

  • Житие Вонифатия



  • День памяти Святителя Иоанна

         Святитель Иоанн Максимович, преемник по черниговской кафедре святителя Феодосия Углицкого, был сыном шляхтича Максима Васильковского (по городу Василькову), который любил называть себя печерским в признательность за то, что арендуя мельницы и земли Киево-Печерской Лавры, он нажил достаточное состояние. Шесть сыновей умного отца служили в звании хорунжих, сотников и войсковых писарей, а старший из них (Иоанн Максимович) пошел другой дорогой.

         Отец и его, Максимовича, предки, были уроженцами города Умани (Киевской губернии). Первый, занимаясь арендованием Лаврских имений, переселился в г. Нежин, в окрестностях которого находились арендуемые угодья, и этот город был местом рождения будущего святителя в середине ХVII столетия. По словам Высокопреосвященнейшего Митрополита Киевского Евгения (Болховитина), будущий святитель Максимович получил свое образование в Киевской академии и был в ней преподавателем. Здесь же он посвящен был в монашество Киевопечерским игуменом Гизелем с именем Иоанна, получил звание проповедника академии, а потом вскоре был избран и экономом Лавры.

         В 1678 году, когда Турция угрожала нападением на Малороссию, иеромонах Иоанн Максимович избран был послом в Москву умолять царя о помощи инокам Лавры в случае нападения турок на г. Киев и просить у царя монастырь, где бы иноки могли укрыться. Царь, отправив сильное войско, предоставил Лавре Свенский монастырь (находящийся в 3-х верстах от г. Брянска) с тем, чтобы иеромонах Максимович управлял монастырем в звании наместника. Так как святитель Феодосий Углицкий желал иметь в Елецком архимандрите преемника своей святительской кафедры, а как наместник Свенского монастыря Максимович был известен ему еще в Киеве с лучшей стороны, то святитель Феодосий, по совещанию с властями, вызвал к себе Максимовича (в середине 1695 года) и посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым дотоле сам управлял.

         Возмужавший в духовной жизни долгим подвижничеством, святитель Феодосий скончался 5-го февраля 1696 года. Смиренный архимандрит Елецкий Иоанн Максимович был ревностным исполнителем воли и распоряжений своего владыки, до последнего вздоха блаженного Феодосия Углицкого, который погребен был по правую сторону Борисо-Глебского черниговского храма в склепе, устроенном Иоанном Максимовичем. 24-го ноября того же 1696 года в доме архиепископа собралась малороссийская рада (избирательное собрание) для избрания преемника почившему архипастырю, на которой присутствовали полномочные от Киевского Митрополита, гетмана и всего войска.

         Доверенными гетмана были полковник черниговский Яков Лизогуб и генеральный бунчужный Скоропадский, а от мещанства черниговский войт. После различных разногласий и жалоб, по единогласному желанию всего мирского и монашествующего духовенства, избран был Иоанн Максимович и составлен акт об избрании за подписью первых мирских и духовных лиц.

         Отправляя в Москву Максимовича, гетман письменно просил царя за Максимовича, а также и патриарха о посвящении избранного. Посвящение совершено было 10-го января 1697 года. В ставленной грамоте подтверждено право служить в саккосе. Царь же своей грамотой подтвердил права кафедры на имения.

         Иоанн Максимович во всех отношениях был примерным архипастырем - жизнь его, по выражению преосвященнейшего Филарета, сияла высокими добродетелями, особенно же смирением и молитвой. Это ясно отразилось во многочисленных его творениях христианско-нравственного содержания. В языке произведений Максимовича много слов и оборотов латинских, польских, простонародных; стихи, как и у других южных его современников, силлабические, но по содержанию они заслуживают полного внимания, дышат искренним благочестием, с мыслями назидательными и умными.

         Памятником любви преосвященнейшего Максимовича к духовному просвещению служит заведенная им в Чернигове Духовная семинария, носившая первоначально имя коллегиума, в котором получали образование не только дети духовных лиц, но и дети дворян, казаков и мещан. Подавая собой пример добродетельной жизни, святитель со всей ревностью неусыпного деятеля писал душеспасительные сочинения, предлагая их в том виде, в каком они могли нравиться в его время.

         Вот список названий их и время издания в свет:

    • "Нравоучительное зерцало" (Чернигов. 1703 и 1707 г.).
    • "Алфавит святых" (Стихотворение. Чернигов. 1705 г.).
    • "Богородице Дево" (Тоже стихами. Чернигов, 1707 г.).
    • "Толкование на 50-й псалом," посланное в 1708 году с письмом к царю вместе с двумя предыдущими сочинениями.
    • "Размышление о молитве "Отче наш" (Стихами. Чернигов. 1709 г.).
    • "Осьмь Евангельских блаженств" (Сочинение обширное стихами. Чернигов. 1709 г.).
    • "Царский путь Креста" (Чернигов. 1709 г.).
    • "Богомыслие" (Чернигов. 1710-1711 г.).
    • "Илиотропион" (Чернигов. 1714 г.).

         Не можем пройти молчанием о двух событиях в жизни архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, произведших на него большое впечатление относительно совершенного предания себя в волю Божью. Из них последствием первого было открытие входа в гробницу блаженного Феодосия Углицкого, а последствием второго - спасение чести и жизни Максимовича от позорной казни за мнимую измену царю и отечеству.

         Первым событием была тяжкая долговременная болезнь святителя Максимовича, доведшая его до совершенного изнеможения продолжать жизнь. В последнюю ночь своего страдания обратился он мысленно к усопшему своему благодетелю блаженному Феодосию Углицкому, который немедленно явился болящему объявить милость Божью, дарующую ему чудное исцеление, говоря: не скорби, брат, Господь услышал молитву твою и дарует тебе здравие - встань с одра и приготовься к утру отслужить благодарственную литургию - это тебе знамение! Болящий, очнувшись от чудного видения, встал с постели и позвал своего келейника, сказав: "сходи к наместнику и скажи, что я сегодня буду служить литургию, чтоб было готово все к служению." Все изумились, полагая, что преосвященный говорит в горячечном бреду, пока на деле не уверились, что он в здравом уме и совершенной памяти.

         Второе. Пастырь-патриот едва не пострадал во время открытия (в 1708 году) измены Мазепы Петру I, по милости клеветы и злости.

         Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно - послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.

         Царь Петр Великий, желая более и более распространять просвещение святой веры между языческими инородцами Сибири, не находил более к тому способного архипастыря, как только архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, и вследствие этого 1712 года в марте месяце по указу Царского Величества Черниговской епархии боголюбивый архиепископ Иоанн Максимович переведен на престол Сибирской митрополии.

         Сибирской паствой состарившийся святитель-подвижник управлял около трех лет и скончался 10-го июня 1715 года. Погребен в Тобольском кафедральном соборе Софии, Премудрости Божьей.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.