Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы

  • О православной молодежи

         Прошло десять лет, как Церковь ожила более-менее. За это время она претерпела несколько знаковых моментов.

         Начиналось все достаточно наукообразно. С 1991 по 1994 год работа с молодежью проводилась семинарски: в библиотеках, вузах. О Христе разговаривали на интеллектуальном, философском языке. Возникали кружки, в которых люди приобщались к вере не через церковную жизнь, а через книги. Это время скоро минуло.

         Второй волной можно назвать «гостевой» период. Вообще гостевая культура традиционна для России. Чаще всего мы живем не для себя, а для тех, кто приходит к нам в гости. К нам стали приезжать различные проповедники: Андрей Кураев, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Дмитрий Смирнов и другие. Их стала внимательно слушать уже, может быть, менее интеллектуально подготовленная аудитория, но это были люди, которые понимали, что весь смысл христианства заключается в богослужении. Они приходили к вере через общение со священником, с личностью.

         Прошло еще время, и люди увидели, что эти проповедники обросли огромными приходами. Период доброго общения с пастырями, которые очень много сделали для России, закончился. Сейчас наступает интересный период. Его можно было бы охарактеризовать таким термином, как младостарчество, только не со стороны священноначалия, а со стороны мирян. Сейчас Россия напоминает времена «Соборян» Лескова. То есть - распространение юродства среди церковной молодежи, игриво-фривольного тона в Церкви. В принципе, это не так уж плохо. Возникает новая церковная среда. Молодежь, которая приходит в храм, натыкается на таких же молодых священников. Ни те, ни другие не знают, как им друг с другом общаться. Исчезла сама культура внутрицерковного общения. Есть постсоветское поколение и «Типикон», субординирующий отношения церковного люда. Нам предстоит восстанавливать церковную культуру, а это грандиозная задача. Ее замечательно сформулировал митрополит Антоний Сурожский: «Нам предстоит из церковной организации превратиться в Церковь».

         Во-первых, мирянам нужно понять, что батюшки – это не некая святыня, с которой надо носиться на щите, что они - тоже люди, сильно устают и больше всего от нас. Во-вторых, надо понять, что очень многое в Церкви зависит от нас самих. Церковь – не только батюшки. На первом этапе православных никуда не пускали: ни на телевидение, ни на радио, ни в газеты.

         На втором – мы видели одних и тех же людей, слышали одни и те же слова в различных средствах массовой информации. Журналистам тоже было интересно послушать проповедника.

         Сейчас сложилась уникальная ситуация. Нас готовы привечать все средства массовой информации. Православие звенит кругом. Но как? Ужасающим способом. Вульгарным, необразованным, неинтересным, скучным. Сейчас главная угроза – формализовать отношения с молодежью и убить их.

         Кажется, что существуют новые методы, с помощью которых можно было бы не допустить этого. Как ни странно, самым действенным местом для общения с молодежью являются библейские кружки. В Англии сейчас англиканской церкви придерживается 21 процент населения, так они, как за последнюю соломинку, хватаются за библейские кружки. Если двум людям интересно читать Евангелие, то это уже библейский кружок. Нужен разговор о Библии, о Писании, более приземленный, житейский.

         Второй способ, через который люди сейчас больше всего получают информацию о Боге, - это культурологические факультативные дисциплины в вузе и школе. При этом не нужно в лоб про Бога не говорить. Может быть, начинать беседы про русскую свадьбу, русские имена, единоборства, бани и так далее. Про то, что является русским бытом. Как русские люди жили? Что делали, когда родился ребенок, когда умер человек? Эти темы пользуется невероятным интересом. Современные студенты не готовы слушать про Бога в лоб, это слишком жесткая пища для них. Нужно пока культурологически жиденько. Спросите молодежную аудиторию, кто из них крещен, увидите, поднимается лес рук. Так, значит извинительной будет молитва преподавателя перед уроком. Да и самый разговор будет доверителен с этого самоидентификационного начала. А вот кто из них ходит в церковь, не стоит спрашивать. Это тяжелый вопрос, не надо его задавать. Давайте лучше поговорим про русскую свадьбу. И для девушек, и для юношей это важно. Лучше, чтобы это было смешно, если смешно, значит интересно. И не нужно вести бесконечную полемику, в желании кого-то и в чем-то убедить, если вы убеждаете человека, то он сразу становится на позицию вашего оппонента, пусть зачастую даже мнимого. Нужно говорить с молодыми людьми так, чтобы они всегда могли выразить СВОЙ собственный (пусть даже ничтожный) опыт веры.

         В церковь приходят молодые люди, которые жаждут проповедовать. Когда человек приходит в церковь, он горит. Как говорит Иоанн Златоуст, ему дается «залог веры». Есть опасность, что неофит наделает глупостей и превратится в характерную для современной церковной практики «бездну греховности» (типа знакомого электрика, который, когда его посылают чинить провода, не идет, потому что он, де, сегодня «весь в бездне греха»). Поэтому людей с горящими сердцами надо посылать в библейские кружки, в университетские аудитории.

         Если батюшка на приходе увидит молодого человека, думающего и умеющего хорошо говорить, пусть отправляет его в редакцию местной газеты, чтобы он сотрудничал с ней, готовил программы на радио, телевидении. Возьмите краткие «Жития святых», в интернете возьмите свежую церковную хронику у «Радонежа», «Православия 2000» или «Русской линии» и просто на местном радио читайте с листа. Записывайте за два часа десятиминутные программы на каждый день недели. Человек, который за это возьмется, может быть, пока знает немного, но пока он читает перед микрофоном свой текст, он будет знать все жития святых в течение года, он напитается информацией. Это деятельный способ работы с молодежью.

    М. Костолындин



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.