Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы



  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

         Ваше высокопреосвященство, преосвященство, честные отцы, братья и сестры!

         Позвольте поздравить вас с юбилеем. Незаметно протекло десять лет – целая эпоха. Напрашивается вопрос – а каковы плоды этих десятилетних Рождественских чтений? У многих докладчиков была попытка подвести итог тому, что произошло за это время.

         Поскольку чтения духовные, то и плоды, видимо, в основном духовные, невидимые. Видимых плодов может быть меньше, чем невидимых. Но есть и то, что мы могли бы узреть. То, что проходит такой форум откровенно в министерстве образования – властной структуре; другого такого ежегодного образовательного форума в государственной сфере нет. По размаху, по предметной широте, в отдельных местах – по глубине освоения тем. Это главный образовательный общественный форум года, который все-таки формирует определенную позицию. Хотелось бы пожелать, наверное, чтобы чтения стали более широкими в международном плане, поскольку мы знаем, что и в Греции есть учебники по духовным дисциплинам. Хотели бы с нами сотрудничать болгары, поляки, у сербов большие наработки. Сейчас это не является достоянием нашей широкой педагогической общественности.

         Второе главное достижение – состоялся и продолжается диалог между церковной и государственной системой образования, и мы видим все первые лица, главных идеологов образования. Очень приятно уже третий год слышать с высокой трибуны Кремлевского Дворца съездов министра образования, который нам, образно говоря, протягивает руку. В последнем своем докладе он конкретно указывает: «Давайте вместе с вами будем трудиться над созданием системы воспитания у нас в стране. Давайте вместе с вами будем внедрять лучший опыт по нравственному воспитанию, по патриотическому воспитанию, давайте с вами включимся в широкомасштабные эксперименты, которые потрясают сейчас Россию». И кто только в них не участвует. А мы в них участвуем? Сейчас идет напряженнейшая разработка новых стандартов для школ по истории и литературе. Будет через несколько лет новый стандарт, новое содержание, новые учебники истории и литературы, которые на 80% формируют все мировоззрение наших детей. При всей торжественности наших заседаний мы должны подумать, как мы могли бы участвовать в этих центральных судьбоносных проектах, которые сейчас развиваются в государственном образовании. Мы должны не обольщаться и понимать, что свято место пусто не бывает. Сейчас много незваных охотников неоязыческого, космополитического, глобалистического, либерального мировоззрения, которые пытаются занять эти ниши и повлиять на подрастающее поколение России.

         И третий плод можно отметить – то, что чтения начинаются торжественно, со службы сначала в Кремле, а теперь в Храме Христа Спасителя с Первостоятелем нашей Церкви Святейшим Патриархом, когда мы имеем возможность соборно помолиться сонмом епископов, священников, мирян, вместе причаститься из одной чаши, то есть литургически соединиться. Хорошо, что чтения заканчиваются у раки преподобного Сергия, покровителя нашего российского образования. И может быть, нам сделать еще такое молитвенное соборное дело: составить помянник из наших докладчиков, попросить где-нибудь в кафедральных соборах этот помянник читать, ведь докладчиками быть очень сложно. Это был бы наш соборный молитвенный труд и подвиг, не только во время чтений, а на весь год. Это бы нас сильно объединило.

         И еще одно у меня предложение. За десять лет у нас сформировались такие «ремесленные» коллективы: одни одно направление ведут, другие – другое. Открываешь программу – там более полусотни различных секций, не знаешь, какую же выбрать. Радует, что сложились такие коллективы, научные направления. Может быть, пора их конституировать, сделать их общецерковными центрами, которые объединяли бы церковных деятелей, ученых, чтобы координировать их действия от одних чтений до других, собирать их раз-два в течение года, чтобы знать, куда у нас что движется, в каком направлении. Чтобы на следующие Рождественские чтения выносились наиболее интересные идеи в каждом направлении. Мы попробовали в этом плане создать центр педагогических исследований «Покров», он зарегистрирован при учебном комитете. Учредителями его являются Московская Духовная академия, Свято-Тихоновский богословский институт. Мы тесно сотрудничаем с Санкт-Петербургской Духовной академией, Самарской Духовной семинарией. Идея такова – учащихся духовных школ, которые сейчас проходят педагогическую подготовку и уже действуют уверенно на педагогической ниве, объединить в творческие союзы учащихся и преподавателей. Главная наша цель сейчас – выявить лучший педагогический опыт и внедрить его в массовую практику церковной и государственной системы образования. В настоящее время мы выявили ряд приоритетных направлений – около десятка, они есть на стенде, а я скажу о самых главных из них. Это, прежде всего, разработка учебного курса «Основы православной культуры». Мы считаем, что сейчас это главная передовая линия в борьбе за Православие в государственной системе образования, и эту битву нам надо выиграть.

         Второе – это совершенствование педагогической подготовки и в государственных вузах, и в духовных школах. Здесь у нас тоже готовится ряд учебных пособий, изданий, семинары проходят, хрестоматии по истории педагогики готовятся, чтобы устранить несправедливость, когда были выброшены из истории люди духовные. И третье направление – по христианской антропологии и психологии. Это тоже имеет ключевое значение. Было заседание конференции в Синоде «Церковное учение о человеке», на котором достигнуты определенные результаты.

         Сегодня хотелось бы больше рассказать о том, что делается в области «Основ православной культуры». Сейчас вокруг основ идет некая внутренняя борьба. Можно выделить три подхода к этому курсу. Первый – вероучительный. Есть много людей, которые считают, что «Основы православной культуры» - это Закон Божий в школе. Мы его не отрицаем, но говорим, что Закон Божий в школе может преподаваться при определенных условиях: если имеется духовное лицо или очень образованный преподаватель, если дети уже являются церковными или воцерковляющимися. При этих условиях, если администрация школы и родители не возражают, можно такой курс вводить. Но чаще всего возникает другая ситуация: дети в большей части совершенно неверующие, педагоги неверующие, чиновники образования препятствуют введению Православия в школу.

         Как быть? Мне думается, мы должны быть законопослушными. По закону мы можем ввести сейчас культурологический курс. Мы попробовали разобраться в богословских и философских терминах, что же такое культура, культурология. Оказывается, нам это хорошо подходит. Культура, цивилизация, мир – слова почти синонимы. Главная идея здесь состоит в том, что все, что сотворено человеком вместе с Богом, стремится пробудить образ Божий в человеке, то является культурным. А все, что развивает в человеке животные страсти, заглушает совесть, развивает дурные пороки, то бескультурно, безбожно. Я не буду цитировать святых отцов и многих философов, но это очень хорошо обосновывается во многих философских, антропологических, богословских трудах.

         Следующая позиция – это курс, который направлен на развитие личности. Не на развитие знаний, а на развитие творческой личности. Развитие в ребенке всего лучшего, что в нем есть, воссоздание в нем образа Божия и подобия, если выражаться нашей терминологией. Такая задача должна ставиться прежде всего перед этим курсом - пробуждение добродетелей и искоренение пороков.

         И третья исходная позиция – этот курс должен быть интегративным. Он должен интегрировать ряд содержательных предметных линий. Я назову их, без примеров и комментариев для краткости.

         Но сначала несколько слов преамбулы. Все началось в сентябре со звонка отца Вениамина, настоятеля Николо-Угрешского монастыря. Они с согласия местных властей ввели в школе Православие, но учебников, по которым можно было бы преподавать, не было. Отец Вениамин спросил, что нужно для создания такого учебника. Мы собрали буквально через две недели в Москве многих авторов, которые работают в этой области, и три дня посидели с ними. Рассказали, какой нам нужен учебник, какие требования предъявляются к нему в министерстве образования, обсудили это. В третий день уже были составлены конкретные проекты. Просто чудо, но уже через месяц мы сдали в типографию пять учебников. Это учебник «Основы православной культуры» Бородиной, им заинтересовалось министерство, Святейший Патриарх. Он отвечает нашим позициям. Здесь пять разделов: «Что мы знаем о православной религии», «Священное Писание», «Храм как дом Божий», «Религиозное искусство», «Жития святых». Для первого года обучения он вполне подходит для средних и старших классов, можно с 6 до 10 класса по нему преподавать. Выходит из печати еще один учебник «Основы православной культуры» для старших классов. Удалось нам сделать пособие для детей дошкольного возраста вместе с раскрасками духовного содержания, это обобщение опыта отца Виктора Дорофеева из Ногинска, руководителя лаборатории «Основы православной культуры». Еще нам удалось сделать учебник для первого класса «Здравствуй, мир!». В целом такой комплект вполне удовлетворителен и может быть использован сейчас в школе. Нами разработана программа с 1 по 12 класс «Преподавание основ православной культуры», она пока в рабочем состоянии, так что вы можете подойти со своими предложениями и замечаниями.

         Теперь об основных содержательных линиях «Основ православной культуры». Поскольку курс интегративный, он требует интеграции различных предметов. Первое – основы православного мировидения. Это прежде всего личностно-мировоззренческий курс: воззрение на самого себя, на людей, на окружающий мир с духовной точки зрения. Здесь интересен курс Людмилы Васильевны Суровой, на который мы опираемся. Вторая линия – о чем рассказывает Библия, то есть Священное Писание как главная книга жизни, как объективный закон человеческого бытия. Она прослеживается в книге Бородиной и в других пособиях. Третья линия – история православной народной культуры (Конкин «Истоки»), некая этнография народная. Четвертая линия – православная этика, семья, антропология. Вышла книга «Основы нравственности», сейчас целый коллектив работает, чтобы эта линия нравственности была у нас с 1 по 10 класс. Пятая образовательная линия – искусство (архитектура, живопись, пение, музыка). В данный момент в этом ключе написан учебник отца Дмитрия Смирнова, который передали нам в центр, чтобы его доработать и по нему потом обучаться. Шестое – письменность Древней Руси, церковно-славянский язык. Сейчас есть ряд учебных пособий, мы надеемся, что эта линия у нас состоится. Седьмая – история мировых религий. Мы уже выпускали книгу «Христианство и религии мира», здесь интересные авторы – Федор Иванов и другие. И восьмое – основы духовной безопасности.

         Здесь, на чтениях, в научных докладах прозвучало, что в тех школах, где введено преподавание «Основ православной культуры», повышается качество знаний. Когда нам сказал об этом один докладчик, мы плохо поверили. Потом вдруг другой, третий. Это очень хороший для нас симптом. Что значит качество знаний? Это значит, что количество учащихся без троек, на четыре и пять, сразу возрастает. У них возрастают нравственные качества. То есть сам курс действует очень благоприятно. Какие бы результаты в конечном итоге мы хотели получить? Как бы мы могли говорить с государством? Для чего этот курс нужен?

         Мы могли бы обозначить три педагогические цели. Первое – образование нравственного гражданина и патриота Отечества. Второе – образование добродетельного труженика и семьянина. Третье – образование культурной творческой личности, устремленной к спасению своей души, защищенной от духовных суррогатов и подмен, благоговейно относящейся к сотворенному Богом миру и природе.

    Иеродиакон Киприан (Ященко), редактор газеты "Воскресная школа"



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.