Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы



  • Свободный человек - это аристократ духа

    Ставший известным в 90-е годы деятель отечественного постмодернизма Иван Охлобыстин стал православным священником во многом из-за небольшой поломки автомобиля на трассе Москва-Ярославль. Об этом и о многом другом он рассказывает в интервью корреспонденту "НГ-религии".

    - Известно, что в священный сан вас рукоположил митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Как это случилось?

    - Однажды меня попросили подвезти до Софрино митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима). Мой джип стоял на ремонте, поэтому я взял "Ниву" у жены. В дороге прокололось одно колесо, это произошло далеко от технической службы. У меня была "запаска", и вместе со мной митрополит катал колеса до технической службы, помогал их прокачивать. Для меня владыка Владимир был великим человеком! Я его очень почитал и считал великим писателем, а тут... такой лютый конфуз.

    В дороге у нас было гигантское количество времени, чтобы митрополит рассказал мне о своей жизни, а я - о своей. Он сказал мне: "Напрасно ты потерял так много времени. Ты родился священником". И хотя, по мнению многих православных иерархов, митрополит Владимир совершил безумный поступок, рукоположив меня в священнический сан, сегодня он для меня является и учителем богословия, и великим писателем, и парадоксальным историком и психологом.

    - В какой семье вы родились, кто ваши родители?

    - Я родился в семье военного хирурга. Когда мама с папой разошлись, некоторое время жил у бабушки под Малоярославцем, потом переехал в Москву. Я - дитя бетона. Моя мама - дивный человек, это отдельная песня, это "Гимн о буревестнике". Моя мама - очень ответственный и надежный человек, "пионерка - тугая коса". Кстати, если бы в 70-годы ей сказали отдать за Брежнева свою и мою жизнь, она бы, не задумываясь, сделала это.

    - Ваша жена тоже "пионерка - тугая коса?"

    - Моя Оксана - многодетная мать. К вечеру она очень устает и просто одуревает от детей. Их у нас было четверо, а только что родился пятый - дочь. Мы ее назвали Иоанной. Надо иметь гигантское терпение, чтобы выдерживать все их шалости. Бывает, что мы срываемся, кричим и даже иногда порем детей. Кстати, мы не против порки и считаем, что лучше ребенка выдрать ремнем, чем кричать на него. После этого у детей и сон здоровее, и аппетит лучше.

    - В некоторых семьях, не только православных, родители стали ограждать детей от телевизора и компьютера. Как вы к этому относитесь?

    - Компьютер - это железяка, так же, как и телевизор. Одно дело, если дети смотрят по телевизору добрый детский фильм о благородных героях, а потом начинают им подражать. Дети начинают осознавать, что хорошо, а что плохо. Другое дело, если дети смотрят такие передачи как ,"Алчность"... Там взрослые люди предают друг друга за две копейки. А прошедшая передача "За стеклом"? Бедные ребята, по сути дела, занимались порнографией, чтобы получить квартиру. Все, что мы видели на экране, - это трагедия общества...

    - Отец Иоанн, нужно ли в современных школах изучать Закон Божий?

    - Конечно, было бы неплохо, если бы начальные представления о теологии были получены ребенком еще на уровне школы. И, может быть, Закон Божий надо ввести в границах урока истории? Дети должны знать культурные ценности трех основных религий. Но я боюсь, что в связи с маленькими зарплатами учителей и общим равнодушием многие педагоги холодно отнесутся к этому важному предмету, и он может превратиться в зубрежку.

    - Что нового произошло в вашей жизни в последние полтора-два года?

    - Во-первых, я учился и много читал богословской литературы. В этом у меня большой пробел, непозволительный для священника. Потом я писал сценарий для фильма по воспоминаниям Патриарха и параллельно вел работу над фильмом "Жития святых". Снято уже три серии по 26 минут каждая. Несколько раз я ездил по личным делам в Азию. Совсем недавно меня пригласили на работу в администрацию Президента Путина, точнее, в Управление делами Президента. Жизнь была довольно насыщенная, всего сразу и не вспомнишь.

    - Сколько серий будет в фильме "Жития святых" и в каком жанре он сделан?

    - Это публицистика. В фильме есть куски из старого кино, например, из "Александра Невского". Российская история - это не только битвы и сражения. Иногда самая главная битва - это человек и его победа над самим собою. Благочестие и подвиги святых не могут быть скучными, поэтому я делаю фильм так, чтобы зритель был захвачен сюжетом. В идеале в моем фильме должно быть 365 серий, на каждый день года у нас память того или иного святого... Святая Русь - это реальное понятие.

    - А чем еще, кроме съемок фильма, вы сейчас занимаетесь?

    - Я занимаюсь программой реабилитации священнослужителей и бизнесменов в кинематографе, литературе и средствах массовой информации. В советские времена этой проблемой занимался пятый отдел КГБ. В головы людей удалось вдолбить, что священник - это "отец Федор с колбасой", который прячет за иконку накраденное золото и пистолеты... Духовенство и бизнес - это явления, без которых не может существовать ни одно нормальное общество. У нас есть немало людей, которые на своих горбах, за счет своего собственного здоровья сумели наладить свое дело. В советское время эти люди были простыми инженерами, а сейчас они стали богатыми людьми. Но стоит ли их за это осуждать? За такими людьми будущее.

    - Вы действительно считаете, что богатые люди могут принести пользу Церкви? Может быть, они просто хотят искупить свои грехи?

    - Сейчас в Церковь приходит много состоятельных людей. Они отстаивают службу, целуют руку священнику. Чем руководствуются эти господа, для меня до сих пор остается загадкой. Ясно одно, что бытующее представление о капиталистах как о завсегдатаях публичных домов и игорных заведений давно неверно. Они нашалились, обзавелись принципами и крепкими семьями. А пережитый ими на стадии первичного накопления капитала в 90-х годах риск лишил их сегодня животного страха перед смертью. В спасительном подвиге Иисуса они предпочитают видеть благородство Бога, пожертвовавшего Собой ради спасения людей, и уже потом все остальное. И это как раз является показателем качественного преобразования олигархии в аристократию.

    - По-вашему, все богатые люди обладают качествами аристократа?

    - Нет, конечно. И среди бизнесменов есть хамы. Например, Гусинский, прости меня, Господи. Сколько я ни разговаривал с этим человеком, сколько я с ним ни встречался, ни одной беседы он не проводит без мата или без глубочайшего пренебрежения ко всем окружающим его людям...

    - Встречались ли вы с Владимиром Путиным? И что вы думаете о наших известных политиках?

    - Нет, встречи с Президентом пока не было. Он нормальный мужик и, слава Богу, здоровый, что самое главное. Кстати, к Ельцину я неплохо отношусь до сих пор. Мой светский учитель Ролан Быков считал, что для переходного периода именно такой костолом, как Ельцин, и нужен был. А вот к Гайдару, который пустил по миру миллионы пенсионеров, я имею большие претензии. Я уважаю Илью Клебанова, Владимира Рушайло, которых знаю лично. С уважением отношусь к Борису Громову. Я вообще не равнодушен к военным, ведь у меня отец тоже офицер. Долг и присяга для них - это как клятва Гиппократа для врача. Таким офицерам хвала и честь.

    - А что вы думаете о русской национальной идее?

    - У каждого народа есть своя великая национальная идея. Она, как правило, одна и та же: всех победить, всех покорить и всех завоевать. А великая русская идея направлена на то, чтобы не дать реализоваться никакой другой национальной идее. Любая рациональная идея, которая находится вне духа и идет от головы, а не от сердца, приводит к катастрофе. Так уже было в истории. В России ведь "утонули" все: и Гитлер, и Наполеон... "Утонут" и другие. Если уничтожать всех и останется только один русский, он ни за что на свете не даст развиться какой-нибудь национальной идее. Все равно русский, несмотря ни на что, умудрится добраться до "красной кнопки". А вообще... это может показаться немного экзальтированно, но русскому человеку лучше всего соответствует образ духовенства. Наш народ душевный, и в этой душевности заложена наша суть.

    - Ходили слухи, что вы получили награду от Святейшего Патриарха. Это действительно так?

    - Никаких наград от Святейшего Патриарха я не имею. Владимир Путин подарил мне часы. А вот киношных наград у меня полно - штук тридцать, наверное.

    - Что такое, по-вашему, свобода?

    - Не знаю, каждый решает по-своему. Я убежденный монархист. Но я подчеркиваю - монархист разумный и без истерики. Для себя я не вижу оснований подчиняться никакому человеку, если над ним не произведен церемониал миропомазания. Не знаю, как будет в будущем выглядеть монархия. Но сам монархический принцип единства управления государством сохранялся даже в советские времена. Что Хрущев, что Брежнев - это все те же самые царьки. Единственно, их власть не была освящена Церковью.

    Для человека есть только одна свобода - это свобода от греха. Если человек позволяет себе быть свободным от греха, нормальным семьянином, не ворует и не убивает, позволяет себе быть традиционно ориентированным, скажем, в сексуальном плане - это и есть свобода. А все остальное - это распутство... Распутство и свобода - это разные вещи. Свобода - это воля. "Вольному - воля, смелому коня"... Свобода должна привести к самой главной свободе - свободе духа.

    Несвобода - это распутство, а свободный человек - это аристократ духа.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.