Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы



  • Семейные ценности в России

         На эту тему говорить не очень сложно, потому что у каждого из нас есть семейный опыт, но, с другой стороны, этот опыт в последнее время все больше приобретает черты унылые. Хотелось бы обратить ваше внимание на причины такой ситуации. Приведу некоторые данные, которые могут обрисовать семью в современном мире, например, в России. Данные печальные. В России сейчас распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав. Эти данные показывают, что демографическая ситуация в России просто катастрофическая.

         Иногда приходится слышать такие высказывания, что в этом виноваты только средства массовой информации, современное телевидение, радио, но мне кажется, что это не всегда так. Хотя ответственность на современных электронных СМИ, конечно, есть. Потому что всегда в мире было такое сословие, такие люди, которые создавали общественное мнение, формировали его. Скажем, в древнем мире это были жрецы. Они влияли на народ, они говорили от имени бога. Народ им доверял. В России 18-19 века таким сословием было духовенство. Удивительный факт – в России в каждую семью два раза в год обязательно приходил священник – на Рождество и на Пасху. Не было ни одной семьи, которая бы выпадала из поля зрения, опеки православного священника. В сельской местности многие священники были врачами, оказывали первую медицинскую помощь. В трудных ситуациях многие обращались к священникам и за материальной поддержкой.

         Кто сейчас формирует общественное мнение? Конечно, не священники. Я в воскресенье говорю проповедь. Сколько человек меня слышит? 150, может, двести. Среди недели преподаю в семинарии. Значит, двести-триста человек, на которые я могу влиять. Церковь напоминает о Божией заповеди «Чти отца и мать», но вот, я иду по улице как-то, слышу разговор подростков: «У тебя шнурки в стакане?» – «Да» – «Тогда пошли ко мне». Я у семинариста спрашиваю, что означает этот диалог. Оказывается, шнурки в стакане – родители дома. Такое выражение употребили в одной из телепередач, и оно было тут же подхвачено молодежью. Поэтому то, что говорит священник, практически никто не слышит. С одной стороны это утешает, потому что на Страшном Суде ответственность за такое состояние общества со священников, наверное, будет снята. Спросит с меня Господь за двести-триста человек. А с кого за остальных спросит?

         Мне кажется, современные журналисты – те самые жрецы, которые формируют общественное мнение, и с которых будет спрошено. Это не столько угроза, сколько радость о том, что мы можем формировать общественное мнение, можем изменить ситуацию, хотя и сделать это очень сложно.

         Что касается семьи. Отношение Церкви к семье уникальное. Семья – это Божие установление. Есть в жизни человека такие моменты, когда совершается таинство. Например, венчание. Когда человек постригается в монахи, это не признается таинством, а венчание – это таинство. Это такое уникальное событие, которое только один раз в жизни может быть по-настоящему. То есть семья - однозначно установление Божие. Даже если семья неверующая, но она соблюдает это благоговение ко всему семейному, то она выполняет дело Божие. Нельзя назвать человека неверующего, но выполнившего долг отца, матери, безнравственным. Может, по инерции, но он - нравственный.

         В истории мира получается, что с этим Божием установлением шла борьба. Нам кажется, что только сейчас ведется борьба с семьей. Борьба идет издревле, сейчас мы пожинаем плоды этой борьбы. Если посмотреть на Древнюю Грецию, там известен древнегреческий атеист Аристофан, который мечтал о справедливом обществе. Это справедливое общество он мыслил без семьи: будут общие жены и общие дети. Даже у Платона в его трактате «О государстве» тоже есть конкретные указания, как создать совершенное общество. Семьи в нем не должно быть. Должны быть общие дети. Если взять социалистов-утопистов, например, «Городе солнца» Компанеллы, так у них идеальное государство рассматривается без семьи. Отцы не будут знать своих детей. Эта тенденция очень интересно преломлялась в истории человечества. Чем Церковь атеистам, безбожникам не нравилась? Где была точка соприкосновения? Известна фраза Достоевского «Дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей». А как дьявол может бороться с Богом, для него же это невозможно? Он должен где-то свою лапу приложить. Как правило, Церковь всегда не воспринималась потому, что у нее было свое отношение к семье. Смеялись над христианской семьей.

         Почему были такие требования к христианской семье? Еще во времена Екатерины Второй некий аббат написал «Записки о России». Больше всего ему не понравилось в России, что женщины были очень недоступные. Он много насочинял, что женщины сидят в теремах. Екатерина пишет ему ответ и говорит о том, что, мол, вы хотите, чтобы у нас было, как у вас. Имея в виду, что на западе уже в то время понятия о женской чести не было.

         Семья со стороны, скажем более резко, представителей сатанинских направлений всегда унижалась, ее старались разрушить. Если обратимся к советской эпохе, то видим то же самое. Хотя это не сразу видно. Иногда можно слышать – а чем была плоха советская действительность, советская власть? Действительно: бесплатное образование, медицинское обслуживание, дешевые лекарства, любой рабочий мог поехать на курорт на профсоюзные деньги. Чем плохо? Вроде ничего плохого, но социализм в России, как сказал Горбачев, не был с человеческим лицом. А мне кажется, наоборот, у нас в советской России был сатанизм, но он был с человеческим лицом. Это можно легко доказать. Все верующие люди, которые в эту эпоху жили, сталкивались с таким искушением, соблазном. Человеку предлагали отречься от Бога, в обмен обещали квартиру, хорошую работу. Что это такое? Когда сатана искушает человека, он говорит – сделай вот это, и ты будешь счастлив. Человек делает, видит, что счастья у него не прибавилось. Сатана говорит – сделай еще вот это, тебе будет хорошо. Он делает, ему еще хуже. И так далее. Потому что цель сатаны – поставить человека в состояние, чтобы он Бога проклинал. Человек ведь должен Бога благодарить. А сатана делает так, что человек Бога проклинает. В таком состоянии у нас в России человек и оказался. Сейчас говорят – это не мы, это Советская власть, мы не ответственны, это было тогда.

         Другой пример. Поступает молодой человек в университет, его не принимают. Он едет и подает заявление в Духовную семинарию, его принимают. Через месяц приезжает проректор из университета и говорит – возвращайся к нам, мы тебя принимаем, только не учись в семинарии.

         Эта борьба с верой в советской России есть и борьба с семьей. Мы пожинаем плоды этой борьбы. Не только от того, что сейчас такие фильмы и прочее. Возьмем, к примеру, 30-е годы. Было раскулачивание зажиточных крестьян. Тех, у кого были обычно большие семьи – по 10-15 человек. Боролись с семьей. А кто раскулачивал? Обычно бездомные, бесхозные, спившиеся крестьяне. То есть борьба шла с укладом семейной жизни. Мы помним стихотворение Михалкова, где дети хвалятся своими мамами – летчиком, милиционером, вагоновожатой. А хвалился кто-нибудь просто мамой? Просто для мамы места не нашлось. Так воспитывался советский человек и женщина, что для нее было все важнее – диссертация, учеба, работа, повышение – все, кроме семьи. Декретный отпуск был сокращен до минимума. Детей забирали в ясли. Фактически мать своего ребенка не видела.

         Известен фильм 70-х годов «Доживем до понедельника». Девочка в сочинении высказала свою мечту, что она выйдет замуж и будет иметь четырех детей. В школе начался скандал. Ее обзывают мещанкой с мелкотравчатым мировоззрением, эгоисткой: "дети же твои, значит, ты заботишься только о себе". Это можно расценивать как прикрытую борьбу с Церковью и делом Божиим, потому что семья – это дело Божие. Правда, эту девочку защищала учительница – англичанка, но не таким образом, что у девочки правильное мировоззрение, а так, что каждый человек имеет право на свою мечту.

         Эта борьба с семьей, материнством имеет сейчас свои плоды. Исправить положение не так просто. Следует обратить внимание на то, что в последнее время появляются программы типа «Безопасное материнство». Материнство само по себе явление положительное, есть подвиг материнства. А здесь – безопасное. Значит, может быть и опасное? Эта мысль вызывает шок, а в состоянии шока человеку можно внушить все, что угодно. Внушается, что материнство опасно, значит это зло, зло – это болезнь. Человек приходит в аптеку, видит, что наряду с валидолом и анальгином лежат противозачаточные средства. Зачатие ребенка – это болезнь, зло, это надо лечить.

         Когда мы говорим, что наша жизнь ухудшается, что теряется воля к жизни, наши дети уходят из жизни, дышат клеем каким-то, пьют и так далее, так это не дети наши жить не хотят, а они живут в такой обстановке, когда жизнь рассматривается как зло. Жизнь подсекается под корень. Зачатие ребенка считается злом, болезнью. Раз это болезнь, с ней нужно бороться.

         Как мне видятся направления работы современных средств массовой информации по этой теме? Надо развенчивать культ свободной вольной жизни. Взрослый человек в принципе без семьи жить не может. Без семьи человек живет в командировке, в тюрьме. Человеку без семьи невозможно вообще вкусить нормальной полноценной жизни. Хотя без труда это не достигается.

         Есть такие у нас темы, при всей нашей демократии, запретные. Например, есть в Тобольске врач Ирина Васильевна Беллавина, родственница Патриарха Тихона, гинеколог, много лет проработала, сейчас ей 80 лет. Она в прошлом году написала письмо – обращение к врачам, где просит прощения в том, что делала аборты. Ни одна газета тобольская это письмо не опубликовала, только «Сибирская православная газета». Тема запретная.

         У меня есть два фильма: Игоря Снеткова «Не убий» и Бернарда Натансона «Безмолвный крик». Думаю, ни одна студия у нас эти фильмы не покажет. Первый фильм начинается с того, что у пятилетнего мальчика спрашивают, хочет ли он иметь сестренку. Тот отвечает – нет, с ней хлопотно. Второй фильм снят врачом Натансоном, который за свою жизнь сделал 60 тысяч абортов. Он задумался, настолько ли это безобидно, и с помощью ультразвукового исследования отснял поведение ребенка во время аборта. Все это он показывает в фильме: как выглядит ребенок, как себя ведет. Удивительно, но наши школьники не представляют, что в 8-9 недель это уже вполне сформировавшийся человек. Думаю, этот фильм тоже никогда не покажут. Почему? Ведь дети смотрят фильмы ужасов. Почему не показать, чтобы каждый человек относился ответственно, каждая мать, каждый отец к тому, что происходит?

         Есть такой стереотип, что люди, живущие в 20 веке, более гуманны, чем жившие в России 100-150 лет назад. Но это не так. В то время редко какой мужчина был душегубом. Воевала небольшая часть населения, большая часть мужчин сеяла и пахала. Среди женщин это была вообще редкость. Если такое происходило, это был такой уникальный случай, что служил сюжетом для литературных произведений. Как у Лескова есть повесть «Леди Макбет Мценского уезда», где женщина племянницу своего мужа задушила подушкой. А сейчас ситуация такова, что с трудом можно найти семью, в которой бы не происходило убийство ребенка. Это приводит к тому, что любой человек психологически склонен свой грех скрывать. Люди обрастают толстой коркой эгоизма. Спрашивают, почему так много брошенных детей? Было бы странно людям заботиться о брошенных детях, если не заботятся о своих, не дают им жить.

         Вообще в чем смысл семьи? Смысл в том, чтобы ребенок научился доброте и любви. Только в семье может ребенок научиться любви. Любовь – такое качество, которое нельзя привить через информацию. Нельзя сказать о ней, она должна быть прочувствована. Как и доброта. Поэтому в Священном Писании семья называется малая церковь. Семья – это уже церковь.

         Сейчас в России по самым скромным данным совершается более трех миллионов абортов в год. Есть у нас в стране Российская ассоциация планирования семьи, которая имеет свою философию, свое мировоззрение, оправдывающее такое положение. Их лозунг – «Дети должны быть желанными». Отсюда делается такой вывод, что нежеланных детей нужно убивать. Так можно заявить, что каждый человек должен быть счастлив. Тогда всех несчастных лишить жизни. Еще один аргумент РАПС – если запретить аборты, их число останется таким же. Но есть данные по России. Советская Россия первая приняла закон о легализации абортов, сразу после революции. Когда был Декреты о земле, о власти и тут же разрешение на аборты. В 1935 году они были запрещены, в 1955 году после 25-летнего перерыва снова были разрешены. И их число сразу увеличилось на полтора миллиона человек. Недавно в Москве проходила конференция Центра жизни, там были представители из Польши. В Польше около 40 миллионов человек. До 1993 года там делалось 500 000 абортов в год. В 1993 году они были запрещены, и в первый год действия закона их было сделано 777. В 1998 году снова аборты разрешили по социальным показаниям. Их число выросло сразу до трех тысяч. В прошлом году в Польше было сделано 138 абортов. В стране сильна католическая церковь, а население мыслит себя послушным церкви. Там развиты общественные организации, которые вместе с правительственными структурами проводят профилактику абортов.

         Какие темы должны быть частыми в средствах массовой информации? Во-первых, все школьники должны знать, что такое аборт. Что это убийство живого человека. Живого - на 18 день уже у человека начинает биться сердце. К 35 дню от зачатия у него сформировалось тело, он двигает головкой, может сосать палец, спать, его можно разбудить. Это дети должны знать. Второе – что есть нравственный закон жизни: нельзя построить счастье на несчастье. В фильме Натонсона показано, что когда к ребенку приближается инструмент, он уворачивается, он чувствует боль, заранее чувствует, что его хотят убить. Также дети должны знать, если человек украл что-то, это можно вернуть, а если убил человека, то его жизнь уже не возвратить, это - необратимость.

         Еще одна тема – тема семьи. Всякие рекламы и фильмы, где родители, имеющие много детей, называются сумасшедшими, мы не в состоянии убрать, но мы должны что-то противопоставить. Надо говорить именно со школьниками. Наше поколение и более старшее, по-моему, уже не исправить. Они должны сойти со сцены. А если молодые этого не поймут, значит, России не будет.

         Хотя мне кажется удивительным не то, что семья терпит такой кризис, а то, что она у нас все еще сохраняется. Я не верю в такие прогнозы, что через 50 лет в России будет 50 миллионов человек ( к тому же пенсионеров), а в соседней Турции – 150 миллионов молодых ребят. Я верю, что такие прогнозы не исполнятся благодаря не нашим, а вашим трудам. Желаю вам подвига.

    иерей Михаил Денисов



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.