Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы



  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова

    Надо видеть глаза слушателей песен матушки Людмилы Кононовой, когда в них зажигается огонь, кажется, сошедший с небес и помогающий осмыслить немыслимую жизнь. «Я словно в раю побывал!» — это ли не лучшая оценка. Так сказал ученый, привыкший ценить лишь эстетическую, но не духовную сторону поэзии. В творчестве Людмилы Кононовой промыслительно соединились высокий профессионализм (она режиссер и профессиональный исполнитель) и православная духовность.

    Жена священника Андрея Кононова из Вятки, мать троих детей (младшей дочери всего четыре года), она, как все, пьет горькую и сладостную чашу будничных забот, но Господь дает ей удивительное качество - ощущать за каждым проявлением жизни дыхание Божие. Где бы она ни пела - в воинских частях в Одинцове или Арсаках, в театре на Таганке или Международном славянском центре, в родной Вятке или в подмосковном Александрове, неизменно потрясение слушателей. Музыку она пишет сама - на свои стихи, на стихи своего мужа – о. Андрея Кононова, с которым они удивительно единомышленны. Именно он автор стихов к ставшей широко известной песне «Псалом боевой». Когда в январе 2002 года она прозвучала в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя (где на Рождественские чтения собрались архиереи и миряне всей страны) в исполнении народной артистки России Татьяны Петровой, Патриарх, а следом за ним весь зал — встали...

    - Матушка Людмила, вы помните этот случай?

    - Когда я рассказала о нем батюшке, он воскликнул: «Думали мы с тобой об этом в 91 году, когда даже мечты о Храме Христа Спасителя не было! Если бы кто-то тогда мне сказал, что песню, сочиненную во время разгрузки дров в Уржуме, будут исполнять в зале церковных соборов, в присутствии архиереев и Патриарха - это бы показалось чем-то совершенно нереальным!»

    - Матушка, когда вы поете «Где мой дед неотпетый взывает ко мне» и другие песни о годах тяжких испытаний, возникает ощущение, что вы лично пережили все беды страны, прошли лагеря и ссылки...

    - Это неудивительно. Я выросла в атмосфере рассказов моей матери о жизни на каторге, на строительстве Магнитки - с полным ощущением, что это происходило со мной. Там полегла почти вся огромная семья моего прадеда Якова Спиридоновича Бабаева, который до революции был купцом второй гильдии, был человеком высокой культуры и тонкой души, жил благочестиво, вырастил с женой Марией Тихоновной 17 детей. В селе Салмычи под Казанью на средства его семьи был построен храм, церковно-приходская школа, где он преподавал, а в храме пел на клиросе. Семья их была благочестивая, все большие трудолюбцы: работали наряду с прислугой. Все вспоминают его как необыкновенно справедливого человека. Когда он вернулся из ссылки, то закончил свою жизнь тем, что ходил и просил Христа ради - по селу, которое когда-то сам благоустраивал. Его там все любили и никогда ему не отказывали. Я видела его лицо на фотографии - красивое скорбной красотой - глаза настолько очищены страданием, как будто из иного мира смотрят, но понимая все в этом мире. А деда моего расстреляли за то, что отказался подписать донос на товарища, пожаловавшегося на невыносимые условия жизни в ссылке в уральских степях. В 1932 году моих родных привезли в скотском вагоне - с детьми, с женами и мужьями в голое поле. К счастъю, была весна, и они успели вырыть землянки. Это была страшная каторга. Детки умирали, едва народившись. Малыши не знали, что такое молоко - вообще такого продукта в их жизни не было! Однажды бабушка где-то достала сметаны. Это было совершенно фантастическое лакомство! Принеся ее домой, чтобы покормить детей, она убежала в садик за моей мамой, возвращается и видит: старший сынок стоит с ложечкой возле иконы «Знаменье» (она была сделана на заказ моим прадедом на венчание) и всю эту сметану вымазал на икону. «Юрочка, что ты делаешь?» — спросила бабушка. «Мама, ведь там и мама, и детка...», то есть малыш накормил сметаной младенца Христа на иконе - отдал Господу самое лучшее, что было в его жизни и чего он никогда не пробовал. Самое главное, что осталось у меня в памяти от этих рассказов о каторге, - не то, как было тяжко (для меня это было все равно, что царство Кащея), а то, что в этом царстве змиевом были такие проявления силы духа! Ведь они там не только выжили, но и принесли красоту в эту жизнь, они все умели - и шить, и вышивать. Они свой быт приводили в ту гармонию, к которой они привыкли. Будучи глубоко верующими людьми, уповали на помощь Божию - и луч с небес падал в эту беспросветную жизнь и все изменял. В семье была кормилица -швейная машинка. И бабушка этим зарабатывала. Когда у них обрушилась землянка и их семью поселили в барак с крымскими татарами, те их ограбили, хотя вроде бы и брать-то нечего было. Вынесли из дома все! Но... осталась одна швейная машинка, завернутая в перину, а сверху -икона Божией Матери «Знамение». Ее они не вынесли. Не смогли.

    - Иногда среди новообращенных в Православие встречаешь крайние оценки вроде «творчество - это от беса». А каков Ваш взгляд на творчество?

    - Человек просто не может не быть творцом, поскольку это заповедано ему Богом, он создан по образу и подобию Божьему. В «Символе веры», если дословно переводить с греческого, Господь называется - Поэт Неба и земли. Поэтому способности к творчеству напрямую связаны с Творцом мира, с тем, кто нас создал. Сейчас наша страна настолько невместима в обыденное сознание, что для того, чтобы в ней выжить, что-то понять и не сойти с ума, нужны действительно настоящие творческие силы. Это может быть и творческая сила молитвы у того, кому дан такой дар - молитвой все претворять. Это может быть и деятельная любовь в делах милосердия - это тоже творчество, если по-настоящему к нему относиться. Самое главное - выполнить повеление Господа: «Духа не угашайте!» Это и есть творчество. Горящий дух может быть в любом деле... У меня же просто такое устройство, что если мне не осмыслить внутренне то, что происходит - через слово и через песню - то дальше жить невозможно.

    - Ваша такая домашняя песня «В комнате глаженым пахло бельем» не о быте, а смысле жизни. Как это удается?

    - Когда дочка моя была еще совсем маленькой, было очень много забот и тягот, когда плоть, кажется, преобладает над душой. Но все матери знают, что бывают такие драгоценные минуты, когда при всей тяготе, физической усталости, случаются проблески присутствия Божия рядом с тобой и ребенком - приходят чувства, которые в обычной жизни нас не посещают или вспыхивают иногда на молитве. Невозможно даже назвать то, что мать иногда переживает в эти мгновения - высокие прикосновения к замыслу Божиему о человеке, о предназначении его. И был такой момент, когда я забежала в комнату - ребенок спал, луч из окна освещал темную до того комнату. И пахло засушенными травками и глаженым бельем. Чудесный запах чистоты, нежности - вроде бы и просто, но все это сложилось в удивительную гармонию.

    - Ваш батюшка пишет дивные стихи. Их почти не отличишь от ваших. Вы очень сходны в творчестве...

    - Так Господь устроил. Перед тем, как нам встретиться в 1989 году, я молилась, чтобы Господь определил мою судьбу. Вроде как в шутку говорила друзьям, что мечтаю выйти замуж за священника, не предполагая, что это может осуществиться. Меня пригласили попеть на вечере в филиал «Товарищества русских художников» в Перми (так называлось объединение творческих людей). Прихожу я и вижу: сидит, как мне тогда показалось, молодой священник: одет как-то строго, со значком к 1000-летию Крещения Руси. Потом оказалось, что он никакого отношения к Церкви не имеет. Хотя, возможно, у него на роду было написано - стать священником, потому что практически все, кто с ним знакомился, сразу спрашивали: а вы имеете отношение к Церкви? В то время он тоже писал стихи, но они были мне чужды: он был поэт-авангардист, выдумал течение, которое называл «фантастический реализм» или фреализм. И я мечтала, чтобы он вообще ничего не писал. Он действительно долго ничего не писал. Но жизнь под церковным покровом потихонечку излечивала душу и через год после нашего переезда он пожелал учиться в семинарии, потому что святоотеческое наследие наконец дало ему ту пищу, которой душа жаждала всю жизнь. И творчество возродилось на совершенно ином уровне.

    - Бывает, что вы вместе пишете стихи?

    - Конечно, мы обязательно советуемся друг с другом. Я его вкусу доверяю, а он - моему. Бывает, что и рифмы подсказываем друг другу.

    - Православный человек должен все делать очень высокопрофессионально и даже лучше, чем мирские люди, потому что делает все ради Бога. Вы согласны с этим?

    - Это я просто исповедую! И скорблю, когда встречаюсь с противоположным. Мне бы хотелось всем православным людям, который берутся за перо, которым хочется что-то выразить в творчестве, сказать: помните, что вы не на пустом месте будете трудиться, стихи не с вас начинаются, не вы первые их писать начинаете -и до вас была огромная русская литература, вся выросшая из Православия. И пренебрегать этим нельзя, надо хотя бы знакомиться с лучшими образцами. Это и язык обогатит, и будет с чем соотнести свое творчество хотя бы технически. Я встречалась с такими случаями творческого восторга: «Ой, вы знаете, матушка, ведь я пою!» Конечно, слава Богу, что тебя осенило - но ведь ты еще младенец и учиться-то все равно надо! А многие пытаются сейчас перескочить через школу, через опыт поколений и думают, что уже чего-то достигли. Но получается, как в Евангелии написано: «Мы играли вам на свирели, а вы не плакали»...

    - Матушка Людмила, какое мироощущение вам ближе -трагическое или радостное?

    - Скажем так: трагически-пасхальное...



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.