Сибирская православная газета
Главная страницаДокументыЗакон БожийЗдоровьеИконы ИсторияКультураЛитератураМиссионерствоМолитвыХрамы Святые угодникиРецепты АвторыПраздники и посты Проблемы насущныеОбразование Разное  Карта сайта
  • Потому что это - родное (Интервью с тюменским исполнителем Иваном Росой)

  • Конференция "Общее в судьбах и традициях народов Сибири"

  • 625-летие Куликовской битвы

  • Зерно православной веры

  • Андрей Леонидович Анисин, к.ф.н. Глобальный мир и русская идея соборной государственности

  • Татьяна Павловна Савченкова, к.ф.н. (г. Ишим). Петр Павлович Ершов и православие (К 190-летию со дня рождения)

  • Архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний (Будько). Может ли существовать православный театр?

  • Протоиерей Александр Cулоцкий. Семинарский театр в старину в Тобольске

  • А.А.Тахо-Годи. Впервые о Лосеве как о православном человеке я сказала на 9-й день после его смерти

  • Владимир Вениаминович Бибихин. Из рассказов А.Ф.Лосева

  • Владимир Игнатьевич Курашов. Философские максимы христианина

  • Протоиерей Владимир Силовьев,председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. О повышении качества церковной периодики

  • Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Роль Церкви в СМИ: задачи миссионерского служения журналиста

  • Итоговый документ первого Фестиваля православных СМИ “Вера и слово”

  • Слово Святейшего Патриарха Сербского Павла на открытии I Фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

  • Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам I Международного фестиваля православных СМИ "Вера и слово"

  • В Москве состоялся I Международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово"

  • Кто такой хороший человек?

  • В.Я. Саврей. Взаимодействие общества и Церкви в сохранении и развитии национальных, культурных традиций России

  • В.М. Князев. Теологическое образование и современная культура

  • Страсти по "Страстям Христовым"

  • Победители IV межрегионального конкурса-семинара «Православие и СМИ»

  • "Необходимо знать специфику духовной жизни". Интервью с ответственным редактором центральной газеты «Церковный вестник» Сергеем Валерьевичем Чапниным

  • Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима. Образы святых как формирующая основа современных художественных произведений

  • Игумен Герман (Подмошенский). Музеи новомучеников.

  • Артур (Василий) Струков. На русской православной службе в Андалусии

  • Как Валерий Золотухин храм на родине построил

  • Дневник одного христианина

  • Иеромонах Варлаам (Горохов). Значение христианского осмысления жизни для духовного становления человека

  • Как я приняла Святое Крещение

  • Мария Михайловна Васильева. Нужно всего лишь верить

  • Игумен Маркелл Павук. Еще не перевелись на Руси богатыри

  • Сущность христианских страданий

  • Современное состояние духовной культуры народов, проживающих на территории Обь-Иртышского севера

  • Единство, разнообразие и любовь.Интервью с диаконом Андреем Кураевым

  • Неделя Рождественских Чтений. Обзор прессы

  • Церковь и СМИ. А.Н.Крутов, главный редактор журнала "Русский дом"

  • Быть Русской Церковью богослужебно, богословски, эмоционально. Митрополит Антоний Сурожский

  • Будь камешком в реке благодати Божией Разговор с о. Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма из Нефтеюганска, беседа эта проходила после заседания епархиального совета в Тюменском Духовном училище. В беседе участвовал также архимандрит Зосима (Гошунов)

  • Божьи одуванчики

  • Cвободный человек - это аристократ духа. Иоанн Охлобыстин

  • Православие и индейская культура

  • О живом опыте церкви.Беседа с протоиереем Николаем Матвийчуком, настоятелем Свято-Духовского храма г. Нефтеюганска, благочинным Ханты-Мансийского автономного округа

  • Конференция "Православие третьего тысячелетия"

  • О красоте истинной и красоте ложной

  • Купола Тюмени

  • Поход на Золотое озеро

  • О царственном священстве мирян

  • Куда идет христианство

  • Целомудрие - для всех

  • Поминовение усопших

  • Поэт Нина Карташева

  • Духа не угашайте! Поет матушка Людмила Кононова.

  • Дни славянской письменности в Сургуте и Ханты-Мансийске

  • Сосуд немощный

  • Молчаливая революция

  • В защиту Гарри Поттера

  • Исповедь внутреннего человека перед духовным отцом в преддверии Великого Поста в Прощеное воскресенье

  • "Нам есть в чем покаяться!" интервью с Юрием Шевчуком

  • Современное состояние курса «Основы православной культуры»

  • Православие и кризис цивилизации 20 века

  • Семейные ценности в России

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

  • О православной молодежи

  • Исповедь, или почему я православный

  • А. Дюма. Три мушкетера - Православный взгляд

  • Рассказы о жизни

  • О церковной музыке

  • O детях

  • Иеромонах Маркелл о хозяйствовании

  • Иерархические структуры церкви

  • Чудо в Ноябрьске

  • "Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям..."

  • Рассказы бабушки Тамары

  • Про театр и актеров

  • Побег к Богу

  • Обыкновенное чудо

  • О религиозном ханжестве

  • Наркотики. Свой среди чужих, чужой среди своих

  • Сила простой молитвы

  • Песней затронуть сердце человека. О прошедшем в Тюмени фестивале духовной музыки нам рассказал иерей Игорь Хмелев, преподаватель Тобольской семинарии, регент семинарского хора.

    - Кто был организатором фестиваля?

    - Организовали фестиваль комитет по культуре областной администрации, главные управления по культуре администраций Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и Тобольско-Тюменское епархиальное управление, а также областной координационно-методический центр национальных культур и народного творчества при Тюменском государственном институте искусств и культуры.

    - Кто был инициатором этого большого дела, объединил всех?

    - Идея фестиваля принадлежала институту искусств, а конкретнее Валентине Дмитриевне Петровой, профессору института, декану музыкального факультета.

    - Сколько коллективов выступило на фестивале?

    - Порядка двадцати коллективов. Они приехали из южных районов Тюменской области, из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Был, например, коллектив из Бердюжья, что удивительно, и неплохо выступил. Не сравнить, конечно, с Сургутом, Нижневартовском или Тюменью – крупными городами, но очень неплохое было выступление, чего трудно было ожидать от райцентра.

    - Кто был фаворитом фестиваля, его несомненным лидером?

    - Нельзя сказать о фаворите, ведь программа была не конкурсная, а фестивальная. Конечно, духовной музыке более приличествует звучать в храме, а не в зале, здесь она несколько не на своем месте. Но я считаю, надо проводить такие фестивали. Народ у нас отучили ходить в церковь, так хотя бы в концертных залах люди могут послушать духовные песнопения и музыку. Опять же, духовная музыка лучше звучит в храме, но ведь не во всех храмах исполнительское искусство на высоте. Если храму содержать профессиональный хор, ему надо хорошо платить, нужен регент православный, воцерковленный. Поэтому на фестивале было представлено не церковное пение, а церковная музыка, даже музыка современных композиторов на религиозные тексты такого концертного, а не церковного плана. Например, произведения Свиридова, Алябьева, Чайковского, Рахманинова.

    - В церкви музыка вообще предназначена для того, чтобы лучше донести до верующего смысл богослужебных текстов…

    - Конечно, смысл церковного пения – облечь слова в музыку и этим помочь им дойти до сердца человека.

    - А на фестивале важнее эстетическое восприятие?

    - Да, в нашей культурной традиции православная музыка воспринимается как некий сегмент в общемузыкальном пространстве, кусочек, который стоит наравне с остальными. Сейчас из нее сделали своеобразный заповедник на сцене, она смотрится в каком-то законсервированном виде, музыку на религиозные темы пишут исключительно для исполнения на сцене. Она не воспринимается как храмовое действо, а только как часть культурного пространства.

    - Был ли возрастной ценз на фестивале?

    - Нет, были и детские хоровые коллективы, в частности, из Тюмени, потому что принимать детей из других городов сложно, негде их размещать. Возвращаясь к вопросу о фаворитах, можно все-таки назвать хор «Гармония», которым руководит Л.М.Панова. Этот хор давно держит пальму первенства среди детских коллективов. Он представляет школу искусств г.Тюмени. В народном хоре из Советского, наоборот, были представлены люди довольно солидного возраста. В хорах из Сургута, Губкинского, в основном, исполнители 30-40 лет. Программа фестиваля была насыщенная. С утра проводилась репетиция сводного концерта, который должен был звучать в заключительный день фестиваля, днем шли репетиции тех коллективов, которые выступали вечером. В пять часов вечера начинался концерт-прослушивание коллективов, из которых выбирались те номера, которые прозвучат на гала-концерте.

    - Было общее грандиозное песнопение?

    - Конечно. Очень интересно прошел сам гала-концерт. На сцене было около трехсот человек, столько же в зале. Некоторые песнопения исполнялись отдельными хорами, другие – всей этой хоровой массой или двумя-тремя хорами. На сцене, например, представители Губкинского и Сургута исполняли вместе «Слава в вышних Богу…» Бортнянского. Это 250-300 человек. Самое же грандиозное песнопение было в финале – прозвучала песня из оперы «Жизнь за царя» Глинки – «Славься, славься ты, Русь моя». Пели все шестьсот человек, с фонограммой, с колокольным звоном. Это было что-то непередаваемое, такое редко где услышишь.

    - Публики было много?

    - К сожалению, на днях прослушивания посторонних зрителей было мало, в основном свободные коллективы слушали своих коллег. Для них это очень полезно, когда еще у них была бы такая возможность. А на гала-концерте был полный зал.

    - В общем, определенную духовную пользу люди получили?

    - Конечно, я думаю. Кроме того, на концерте звучала и народная музыка. К сожалению, русская песня в народе вымирает, ее не поют, как раньше, за застольями. Меньше становится и хорового творчества в массах, самих народных хоров становится все меньше, дорого каким-то маленьким поселкам содержать творческие коллективы. Хоровое искусство в массовом виде сходит на нет.

    - Зачем хоры создавать, раньше люди все сами могли спеть, поколениями воспитывались на народных песнопениях?

    - А где? Они не изучаются нигде. Их негде теперь услышать.

    - Может быть, лучше было бы проводить фестивали как раз русской музыки, чтобы ее слышали? А то приходят на концерт духовной музыки, Богу никто не молится, красота ради самой красоты, культура ради культуры.

    - Где-то вы, может быть, правы. Эстетическое наслаждение люди получали, а о религиозном никто не говорил. Тема молитвы, религиозности поднималась только на открытии фестиваля и в конце, когда выступал владыка Димитрий.

    - То есть тут был элемент красоты, эстетичности, который в свое время послов князя Владимира привел вообще в Церковь. Такой миссионерский фестиваль…

    - Может быть. Все-таки радостно, что за десять лет, прошедших после распада СССР, уже возникли, даже в глубинке, коллективы, которые достаточно профессионально исполняют духовные песнопения. Это радует. Все равно духовная музыка оказывает незаметное, подспудное воздействие, душа облагораживается, дух возвышается. Она не проходит бесследно для людей.



    Официальный сайт Тобольской митрополии
    Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
    Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
    Православный Сибирячок
    Сибирская Православная газета, 2024 г.